|
Сталинский ампир в ивановской архитектуре В начале 1930-х годов с ликвидацией многочисленных архитектурных творческих объединений, созданием Союза советских архитекторов и укреплением власти И.В. Сталина в советской архитектуре на смену конструктивизму с характерными для него геометрическими объемами, большими плоскостями и обширным остеклением приходит стиль, названный позже неоклассицизмом или сталинским ампиром. Выделяется переходный период с нечеткими временными границами, когда на гладких фасадах появляются полуколонны, выступы, портики, но еще сохраняются большие окна. Но уже в середине 1930-х годов начинают доминировать здания и сооружения, вобравшие в себя архитектурное наследие античности, эпохи Возрождения, а также русской классики. Появляются дома-дворцы с богато украшенными фасадами. Для них характерны ордерные колонны, лепнина, арки, шпили, балюстрады, скульптура, внутреннее убранство, большие габариты внутренних помещений, симметричность, ансамблевая застройка, использование дорогих материалов. Толчком для возникновения и распространения этого архитектурного стиля считается проект Дворца Советов. Некоторые исследователи считают, что на появление стиля повлияли в том числе и личные вкусы и предпочтения Сталина. Апогей сталинского ампира приходится на послевоенные годы, когда были выстроены знаменитые сталинские высотки в Москве, павильоны ВДНХ и подобные им здания в других городах, а также станции московского метрополитена. В Иванове здания в стиле сталинского ампира строятся в основном в самом конце 1930-х - начале 1960-х годов. Большой вклад внесли выдающиеся архитекторы А.И. Панов, Н.И. Кадников, А.И. Толстопятов, Н.Ф. Менде, Г.К. Ливанов, И.Н. Дубов, А.С. Бодягин, С.К. Жук, П.Г. Рудаков. Новыми многоэтажными домами застраиваются центральные магистрали (приведены современные названия): проспект Ленина, Шереметевский проспект, улицы Карла Маркса, Красных Зорь, Суворова, Калинина и т.д. Кроме жилых домов возводятся общественные и учебные здания. Но для ивановской архитектуры середины века характерна относительная скромность: дома не так пышно украшены, как в столицах, отсутствуют шпили, редки колонны, отделка фасадов производится штукатуркой, а не облицовочным дорогим камнем, наружной скульптуры практически нет. Для гипсовой лепнины характерны капители колонн, подкарнизные розетки, фризовые меандры, волютные балконные консоли, растительные гирлянды и венки с советской символикой. На стенах многих домов рельефно отображается дата постройки. Появляются дома с полузакрытыми дворами, например, по улице Мархлевского, 34/45, улице Калинина, 52 или улице Лежневской, 109. Заборы этих и других домов украшаются входными арками, растительными орнаментами, шарами, вазонами, фонарями дворового и уличного освещения. На балконах появляются балюстрады или кованые решетки с вычурными узорами и фигурами. На заборных металлических решетках обильно встречаются звезды, серпы с молотами, венки и пр. Иногда во дворах сооружаются богато украшенные фонтаны. Некоторые здания, построенные в стиле конструктивизма, реконструируются и перестраиваются под новые веяния. Можно указать на здание торгового центра "Плаза" (ранее кинотеатр "Центральный") по проспекту Ленина, 9, здание почтамта на проспекте Ленина, 17, медицинскую академию по Шереметевскому проспекту, 8, офисную торцевую часть дома 43 по проспекту Ленина (Ивановский филиал РЭУ и "РИАТ-маркет Заря"). Иногда в существующий облик зданий, построенных в 1930-х годах, вносятся лепные декорные элементы. К таким зданиям можно отнести, например, Дом национальностей (ранее Дом культуры коммунальных работников) на улице Почтовой, 3. Интерес представляют построенные в то время мосты с украшенными фонарными столбами и "чугунной лепниной": Банный мост (1953) рядом с гостиницей "Турист", Театральный мост (1954) на проспекте Ленина, а также мост Энергетиков, соединяющий улицу Суворова и местечко Соснево. Этот мост возведен в 1964 году, однако и на нем присутствует чугунный декор с советской символикой. В середине 1950-х годов начинается переход к типовому строительству. В это время двухэтажными жилыми домами типовых серий застраиваются окраинные и новые районы города: Соснево, Новая Сластиха, Сортировка, Минеево, Пустошь-Бор, улицы Третьего Авиаотряда, Павленко и Богдана Хмельницкого, отдельные кварталы Рабочего поселка. Некоторые дома этих серий украшаются небогатой лепниной, включающей в себя даты постройки, розетки, завитки, консоли. Постепенно украшательство в ивановской и общесоюзной архитектуре сходит на нет, в том числе из-за некачественных работ, вызванных ускоренными темпами возведения жилья, и высокой доли затрат на "архитектурные излишества", иногда достигавшей четверти всех расходов на строительство. В связи с принятием Постановления №1871 ЦК КПСС и Совета Министров от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", с требованием удешевить жилье и снизить затраты на его возведение, с уменьшением габаритов квартир и помещений, устранением дорогих внешних и внутренних украшений, введением архитектурно-строительных стандартов и новых материалов, а также желанием властей ускоренно переселить нуждающихся в благоустроенное жилье, для чего возводились домостроительные комбинаты, а само строительство перешло в промышленный масштаб, на смену сталинскому ампиру пришла хрущевская функциональная типовая архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца советского государства. Некоторые дома, построенные в Иванове на стыке архитектурных эпох, так и не были выполнены в том виде, в котором проектировались. Остался неоштукатуренным и лишенным декора краснокирпичный дом 93/2 по улице Смирнова. Лишенный фасадной отделки дом 13 по улице Коллективной, возведенный в 1958 году, имеет из декора только небольшие капители с растительными элементами и пятиконечными звездами на плоских полуколоннах. Значительно сокращен по сравнению с проектом объем декора на Доме художника (проспект Ленина, 45). Однако на общественных зданиях и некоторых жилых домах, выстроенных в конце 1950-х или даже в начале 1960-х годов, декор по инерции сохраняется, но в более скромных масштабах. К таким зданиям можно отнести бывший кинотеатр "Победа" на улице Красных Зорь с ионическими капителями колонн (1957), снесенное ныне здание Дома культуры Всесоюзного общества глухих по улице 10-го Августа с квадратными колоннами и капителями в псевдокоринфском стиле (1957), Клуб машиностроителей (Дом культуры "Ивтекмаш", ныне детский технопарк "Кванториум") по проспекту Ленина, 73 с капителями коринфского ордера (1957), некоторые дома по улице Калинина с литыми гипсобетонными надоконными панно в виде снопов и подоконными волютными консолями (1958), отдельные дома по улице Арсения (1958), на Вокзальной площади (1958), дом 11/2 по проспекту Ленина (1961), здание "Ивановогеологии" по улице 5-я Первомайская, 23 с утраченным ныне декором в виде розеток и ордерных полуколонн (1961), Клуб завода "Торфмаш" (ныне культурный центр "Кранэкс") по улице Фрунзе, 9 (1962). Последним представителем исчезающего сталинского ампира в Иванове можно считать Дворец культуры Меланжевого комбината (ныне образовательный центр "Притяжение"), построенный в 1967 году. Из элементов декора на нем использовались только плоские полуколонны с сильно упрощенными растительными капителями. На смену рельефному декору сталинского ампира после периода "художественного затишья" пришли в 1970-х годах настенные мозаичные и чеканные панно, сграфитто и витражи. На сегодняшний день в городе Иваново выявлено более сотни объектов, построенных в стиле сталинского ампира. В основном они относятся к периоду с конца 1930-х и до середины 1960-х годов. Это жилые дома, общественные, офисные, культурные и учебные заведения, мосты, фонтаны, заборы и входные арки. Современное их состояние оставляет желать лучшего. Заброшено и разрушается красивое и нарядное здание бывшего Октябрьского РОВД по проспекту Ленина, 39, возведенное по проекту А.С. Бодягина в 1953 году в стилистике итальянского Возрождения. Осыпаются лепные элементы домов по главным проспектам и улицам города. Например, утрачено много розеток на доме 100 по проспекту Ленина. Из-за постоянно облезающей краски дома выглядят будто бы после обстрела шрапнелью. Разрушаются крыши и стены домов на окраинах города, в районе меланжевого комбината, в южной части Иванова. Разрушены или уничтожены декорированные фонтаны во дворах домов. Исчезли прорезные элементы на входной арке в парк имени Степанова. Фасады с элементами гипсового декора закрываются новыми хозяевами сайдингом или очищаются вообще. К таковым можно отнести дом 5 по 15-му Проезду или здание общежития ИГАСУ по улице Громобоя. Иногда при ремонте фасадов вместо восстановления лепнины происходит имитация покраской. Как пример - дом 16/50 по улице Громобоя или дом 47 по проспекту Ленина. Достаточно бережно произведена в 2016 году реставрация здания почтамта по проспекту Ленина, однако восстановление обелисков на башенной части здания выполнено с большими упрощениями и потерей рельефных элементов декора. Утрачены навсегда скульптуры с Дворца пионеров (ныне Дворец детского и юношеского творчества) по улице Батурина и с Дома физкультурников (ныне офисное здание) по Шереметевскому проспекту, 33. Снесены вазоны с козырьков дома 18 по улице Октябрьской. Не остались в стороне от потерь и мосты города. Так, после ремонта Театрального моста с перил пропало много чугунных накладок, обеспечивающих безопасность жителей. Иваново, по праву называемое одной из столиц конструктивизма, может гордиться и многочисленными зданиями и сооружениями, построенными в стиле сталинского ампира, в том числе ставшими градо- и силуэтообразующими для нашего города. Для сохранения архитектурного наследия середины ХХ века необходимо уделять повышенное внимание его изучению и бережному восстановлению. Потеря столь интересного пласта ивановской архитектуры будет для всех невосполнимой утратой. Каталог декора в ивановской архитектуре середины ХХ века размещен здесь. Сергей Беляков (2023 г.) |
© "Литос-КЛИО"