|
Датирование исторических артефактов астрономическими методами Доклад на VIII Международной конференции "Бредихинские чтения - 2023" Когда точная датировка артефактов или описанных в документах событий историческими или физико-химическими методами затруднена или невозможна, на помощь зачастую приходят методы астрономические. Это касается в первую очередь описания различных небесных явлений (затмения, планетные конфигурации, появление комет, вспышки сверхновых) или ориентировки культовых зданий на местности. В большинстве случаев такие методы уточняют принятые историками даты событий, но иногда и опровергают их. В настоящее время профанацией подобных методов с неверными и антинаучными выводами пользуются основатели и сторонники так называемой "новой хронологии". Рассмотрим применение астрономических методов на примере так называемой геммы Марка Аврелия. В первом томе "Всеобщей истории", посвященном древнему миру, в книге VIII "Римская империя" (глава 3, параграф "Духовная жизнь. Литература") автор книги, известный немецкий историк XIX века Оскар Йегер (или Егер) приводит графическое контурное изображение геммы в честь жертвоприношения Марка Аврелия против чумы. Это изображение затем будет перепечатано в "Истории римлян" Виктора Дюрюи (1884). Подпись к изображению гласит: "Резной камень из кроваво-красной яшмы. Справа вверху - Марк Аврелий в покрывале верховного понтифика; поверх покрывала - шар; позади него - жезл авгура; напротив императора - богиня Рома в шлеме и Эскулап с рогами; под изображением Марка Аврелия - Гигиея, напротив нее - Фаустина. Стрелец в центре символизирует время жертвоприношения (ноябрь или декабрь)" (перевод П. Полевого). Каким образом было проведено отождествление фигур на гемме с историческими и мифическими персонажами, О. Йегер не указывает. Однако, учитывая повышенный интерес у античных ювелиров к астрономической, точнее - к астрологической, тематике (изображение звезд, созвездий, Луны и Солнца на вооружении, камеях, инталиях и монетах, например, в зодиакальных монетах Антонина Пия), следует внимательнее присмотреться к изображениям на гемме. В центре мы видим кентавра с луком. Это стандартное изображение созвездия Стрельца. Над его головой лучащийся кружок. Слева, за спиной кентавра – три головы, а справа, перед лицом – две головы с характерными для планетной символики атрибутами. Итак, слева мы видим мужскую голову в боевом шлеме – типичное изображение Марса. Бородатая голова с подобием венка и рогами явно представляет Юпитера как верховного бога, превращавшегося по мифам в быка. Единственная женская голова с косичкой символизирует Венеру. Позади Марса – астрономически неверный лунный серп, обращенный рожками к Солнцу. Справа вверху старик в плаще, с шаром на голове и жезлом-косой за плечом - изображение Сатурна. Аналогичное изображение Сатурна с подобной кривой косой присутствует на знаменитой "астрономической" римской пекторали из Ритопека, относящейся к середине III века н.э. Под ним - молодой мужчина с жезлом в виде двух переплетающихся змей - это Меркурий с кадуцеем, имеющий аналог на пекторали из Ритопека. Таким образом, все планеты вместе с Луной изображены вокруг созвездия Стрельца или в нем, в его границах. Сатурн и Меркурий находятся к западу от Солнца, а Луна, Венера, Марс и Юпитер - к востоку, так как созвездие Стрельца изображено в том виде, в котором оно видно с Земли, с луком вправо, на запад. Солнце в данном случае должно быть в Стрельце, так как Меркурий и Венера не отходят от него далеко. Поэтому, вероятнее всего, кружок с лучами и есть изображение дневного светила. Мы видим на гемме типичную астрономическую картину, так называемый гороскоп, констелляцию, то есть изображения планет и светил по зодиакальным созвездиям. Подобные гороскопы были широко распространены в древнем мире и античности и использовались для своеобразной фиксации определенной даты в скульптуре, рисунке и т.д. Многочисленные месопотамские, позднеегипетские, греческие и римские гороскопы были исследованы, например, в книгах О. Нейгебауэра, Р. Паркера, Б. Ван-дер-Вардена и др. Как пример можно привести известный рельеф из гробницы в Немрут-Даг, изображающий созвездие Льва, Луну и три планеты в виде подписанных звезд (Марс, Меркурий и Юпитер) в день коронации Антиоха I Коммагенского 7 июля 62 г. до н.э. Представленная в книге Йегера гемма - гороскоп, который можно датировать, то есть определить дату в принятой нами календарной системе такого расположения светил, которое полностью или приблизительно, с учетом различных погрешностей, совпадает с изображением. Нужно учитывать, что запечатленная художником астрономическая картина не наблюдалась непосредственно из-за близкого положения всех планет рядом с Солнцем в созвездии Стрельца. Поэтому, учитывая развитие математических моделей движения планет по небу в начале нашей эры, можно утверждать, что изображение автором геммы планет определено в уме расчетным или прикидочным способом, что может влечь за собой некоторые погрешности в изображении. Определение возможных дат гороскопа проведем по предназначенной для этих целей программе М. Городецкого "Зодиак". Программа находит даты на заданном промежутке времени для заданной конфигурации планет по зодиакальным созвездиям или знакам с установленной погрешностью. Расчет дат ведется методом простого перебора. Проверка полученных дат осуществляется с помощью точных программ-планетариев "StarCalc" и "Stellarium". На интервале от 200 г до н.э. до 1000 г. н.э. мы получаем пять пригодных для анализа результатов. Причем конкретные даты во всех пяти случаях подбираем по положению Луны так, чтобы она была восточнее (левее) всех планет, но недалеко от них. Полученные даты следующие: 27 ноября 105 г. до н.э., 17 ноября 133 г. н.э., 16 декабря 133 г. н.э., 13 декабря 193 г. н.э. и 2 декабря 810 г. н.э. Все пять вариантов дают одинаковую погрешность по положению планет - среднеквадратичное отклонение 0,4 при заданном 0,5 (доли созвездия по эклиптике). Последнюю дату, относящуюся к раннему средневековью, рассматривать не будем. Исторические источники сообщают нам, что Марк Аврелий родился в 121 г., стал императором в 161 г. и скончался в 180 г. н.э. Мы видим, что в указанный интервал жизни Марка Аврелия попадают две даты, разделенные между собой месяцем - 133 г. Римом в этот год правил Адриан. Также к этому интервалу близка и дата 193 г. Уточним вид звездного неба в полученные даты по программам-планетариям. 17 ноября 133 года: Солнце находится в Змееносце, над Скорпионом, западнее него Меркурий, восточнее, в Стрельце, Юпитер, Сатурн, Марс, Венера, Луна (по удалению от Солнца). Ни Меркурий, ни Солнце в Стрельце не находятся. 16 декабря 133 года: Солнце в середине Стрельца, к западу от него Сатурн, Юпитер, Венера, к востоку - Меркурий, Марс (в Козероге) и Луна (в Козероге). 13 декабря 193 года: Солнце в середине Стрельца, западнее него Марс, восточнее - Венера, Сатурн, Юпитер, Меркурий (в Козероге) и Луна (в Козероге). Как видим, наиболее подходящими для сопоставления с геммой являются две последние даты: 16 декабря 133 г. и 13 декабря 193 г. Первая дата 17 ноября 133 г. не подходит из-за расположения Солнца и Меркурия над Скорпионом. Из удовлетворяющих нашим условиям только одна дата попадает во времена жизни Марка Аврелия - 16 декабря 133 года. Но в этом году будущему императору было всего 12 лет, хотя он уже мог совершать жертвоприношения в храмах, но не мог носить бороды (как на гемме). Отождествление Йегером одной из фигур с Фаустиной (Младшей), женой Марка Аврелия, противоречит полученной дате: Фаустина родилась в 125 или 130 г., поэтому в 133 г. ей было 3 или 8 лет. На гемме же изображена зрелая женщина. История знает еще одну Фаустину (Старшую), супругу императора Антонина Пия и тетку Марка Аврелия. Она более отвечает изображению на гемме - в 133 г. ей было 33 года. Но, как мы видели, отождествление Йегером фигур по сути произвольно. Он (или авторы тех источников, которыми он пользовался) не заметил астрономической символики геммы. Или заметил частично, поняв изображение Стрельца как месяц жертвоприношения. Чума в Риме датируется 165-180 гг. н.э. Поэтому время создания геммы вовсе не обязано должно быть привязано к жизни Марка Аврелия. А значит, и третья полученная дата (13 декабря 193 г. - Римом правит император Песценний Нигер) вполне может соответствовать действительности. Сопоставление картины неба с изображением на гемме подтверждает предположение о том, что гороскоп не наблюдался, а рассчитывался. Но рассмотрим еще одну полученную выше дату, самую раннюю - 27 ноября 105 г. до н.э. Солнце в западной части Стрельца, к западу от него в границах Стрельца Сатурн и Меркурий, к востоку - Юпитер, Марс, Венера и Луна (оба светила в Козероге). Мы видим практически полное совпадение небесной картины с изображением на гемме. Соблюдены даже эклиптикальные широты планет: Сатурн севернее (выше) Меркурия, Марс южнее (ниже) Юпитера, а Венера южнее (ниже) Марса. Луна расположена за Венерой в Козероге и видна в виде тонкого месяца. Правда, в это время Венера тоже находилась в Козероге, а не в Стрельце, но это не противоречит изображению на гемме – оба светила слева от фигуры кентавра. Предположение, что автор геммы не мог видеть положения планет на небе, а использовал расчетный метод, показывает высокую точность этих расчетов. Следовательно, астрономически гемма может достаточно однозначно датироваться 27 ноября 105 года до нашей эры. В это время искусство глиптики в древнем мире, и, в частности, в Древней Италии, было хорошо развито. Гемма могла быть сделана по случаю рождения человека в качестве амулета и запечатлеть его гороскоп в камне, либо в честь иного значимого события. Наконец, проверим утверждение авторов "новой хронологии" о поздней датировке геммы. А. Фоменко и Г. Носовский в книге "Древние зодиаки Египта и Европы" (2009) утверждают, что изображение на гемме относится к 18-19 декабря 1664 года н.э. и называют полученную дату "идеальным решением". Но они опирались только на позицию, что все планеты, Солнце и Луна находятся в созвездии Стрельца, без сопоставления изображения с их реальным расположением относительно друг друга. На полученную Фоменко и Носовским дату к западу от Солнца, над Скорпионом, находился только Меркурий, а не Меркурий и Сатурн. Остальные планеты, включая Луну, располагались к востоку, слева от Солнца. Юпитер, Венера и Марс образовывали тесную группу, к которой 19 декабря добавилась Луна. Несовпадающее с геммой положение Сатурна, несоответствие расстояний планет от Солнца по долготам (Юпитер восточнее, т.е. левее, Марса), а также абсурдная с точки зрения полученная датировка геммы серединой семнадцатого века нашей эры, заставляет отбросить эту дату как глубоко ошибочную. Попытка астрономической датировки изображения-гороскопа на древнеримской гемме обозначила наиболее вероятное время ее создания (вернее, запечатленную на ней дату) 27 ноября 105 года до н.э. с точностью до суток (республиканский Рим). Менее вероятная дата создания геммы - 133 год н.э. - Марк Аврелий в подростковом возрасте, Римом правит Адриан, либо 193 год н.э. - Марк Аврелий уже умер, в Риме период второго междуцарствия, кратковременные императоры сменяют друг друга. Полученная датировка разоблачает упомянутую в книге О. Йегера ничем не подтвержденную трактовку изображенных на гемме фигур и, возможно, атрибуцию геммы с Марком Аврелием. Для уточнения времени создания геммы (конец II в. до н.э. или II в. н.э.) необходимо знать современное местонахождение геммы и ее историческую экспертную датировку. Литература 1. Егер О. Всемирная история: в 4 томах. Т. 1: Древний мир. СПб., 1997 (репр. с 1904). 2. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М., 1991. 3. Фоменко А., Носовский Г. Древние зодиаки Египта и Европы. М., 2009. 4. Википедия (Список римских императоров, Марк Аврелий, Фаустина Младшая, Фаустина Старшая, Глиптика). Сергей Беляков (2023 г.) |
© "Литос-КЛИО"