|
Развитие региональных исследований в Ивановском крае в дореволюционный период Краеведение как наука и, тем более, как общественной движение появилось в России относительно недавно - менее двух веков назад. Этому во многом способствовал патриотический подъем в самых широких кругах русского общества, обусловленный Отечественной войной 1812 г. Немалую роль сыграло и создание в каждой губернии с 30-х г.г. XIX в. таких периодических печатных органов как губернские "Ведомости". Теперь местные краезнатцы и краелюбы имели возможность не только накапливать материал, но и публиковать результаты своих изысканий. Уже в первой половине XIX в. такого рода исследования развернулись во Владимирской губернии и, в частности, в Шуйском уезде. Местный материал предоставлял для этого широкие возможности, так как сама Шуя и ее ближайшие окрестности буквально дышали стариной. Основоположником краеведения здесь стал Владимир Александрович Борисов. Его род происходил из крестьян старинного села Нижний Ландех в Гороховецком уезде. Семья еще в XVIII в. выкупилась из крепостной зависимости, записавшись в гильдию уездного города Гороховца. Детство он провел в селе Горицы неподалеку от Шуи. Отца он потерял рано, овдовевшая мать завела бумаготкацкую фабрику, но дела на ней шли плохо, и семья разорилась. Еще будучи подростком В.А. Борисов интересовался содержанием довольно богатой семейной библиотеки, перечитывал из нее так называемые толстые журналы, обращая особое внимание на публикации исторического характера. В начале 30-х г.г. он начал коллекционировать старинный актовый материал, собирая ветхие документы по чердакам, подвалам и даже свалкам. Купеческий сын горел желанием поделиться содержанием свой быстро прираставшей коллекции с людьми, столь же неравнодушными к местной истории. Как раз в это время, к его радости, во Владимире начали с 1838 г. издаваться "Ведомости". На их страницах Борисов стал печатать тексты старинных актов из своей коллекции, а также статьи, которые имели уже исследовательский характер. Шуйский краевед продолжал сотрудничать с "Владимирскими губернскими ведомостями" около четверти века - до самой своей смерти. Всего за это время в этом провинциальном официозе было напечатано несколько сотен его материалов. Итогом краеведческих студий В.А. Борисова стала книга "Описание города Шуи и его окрестностей", которая вышла в 1851 г. В ней идет речь об истории города, а также древних сел Шуйского уезда. Большое внимание здесь уделено истории промышленности и торговли в местном крае. Книга в целом носит исследовательский, а не компилятивный характер. В ней есть и недостатки, указанные в отзывах современников. Это неверная датировка отдельных событий, неправильная трактовка содержания актов. Денег на издание книги у Борисова не было, их дал шуйский фабрикант Посылин, благодаря чему книга увидела свет. Через два года вышел подготовленный В.А. Борисовым сборник документов "Старинные акты, служащие преимущественно дополнением к "Описанию города Шуи и его окрестностей"". В нем была опубликована часть актовой коллекции, собранной краеведом. Средства на издание этой книги дал иваново-вознесенский фабрикант Я.П. Гарелин. В руки последнего после смерти Борисова перешла часть его документальной коллекции. Шуйский краевед удостоился отдельной статьи в капитальном энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона; правда, он там назван не Александровичем, а Андреевичем. Что касается "Советской исторической энциклопедии", то ее составители сочли возможным пройти мимо этого исследователя. Пример В.А. Борисова оказался заразительным. У него в городе Шуе оказалось несколько преемников, которые продолжали региональные исследования. Одним из них был священник Евлампий Иванович Правдин, работавший на рубеже XIX и XX в.в. Долгие годы он трудился в Шуйском духовном училище, являлся иереем, а потом и настоятелем Воскресенского собора Шуи, получил звание протоиерея. Его, естественно, больше всего интересовала историко-религиозная тематика Основные труды Е.И. Правдина: "Сказание о чудесах, бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божьей Матери" (1883 г.) и "История Шуйского духовного училища" (1887 г.). В последнем речь идет о педагогическом персонале, учебном процессе, выдающихся выпускниках этого учебного заведения. Правдин уделил внимание и повседневной жизни будущих священников, причем такие сюжеты обычно не привлекали авторов аналогичных книг. Как и Борисов, из купеческой семьи происходил Иван Лядов. Он в течение нескольких десятилетий публиковал статьи во "Владимирских губернских ведомостях" и "Трудах Владимирского губернского статистического комитета". Наиболее ценными представляются его работы по экономической тематике. В обзорах Лядова под названием "Торговые и фабрикантские дела в Шуйском крае" за 1863 и 1864 г.г. содержатся сведения о развитии текстильной промышленности в уезде, об источниках сырья и рынках сбыта готовой продукции. Сотрудничество И.М. Лядова с таким местным изданием как "Труды" Владимирского статистического комитета продолжалось и в 70-80-е г.г. Основным трудом Лядова считается "Историческая и современная записка о городе Шуе", однако историческая часть его носит компилятивный характер. Гораздо солиднее исследовательская составляющая просматривается в другой его работе - "Рукоделия, ремесла, промыслы и торговля жителей г. Шуи и уезда". "Купеческий сын" Петр Гундобин также как и В.А. Борисов занимался коллекционированием древних актов, которые потом передал в Императорскую библиотеку в Петербурге. Он сотрудничал, как и большинство краеведов Владимирщины, в губернских "Ведомостях". Основной труд Гундобина - "Описание Шуйского Воскресенского собора". В ту же когорту младших коллег В.А. Борисова входил и Федор Журов - автор ряда статей во "Владимирских губернских ведомостях" и труда "Исторический очерк города Шуи". Тесно связан был с В.А. Борисовым первый историк города Иваново-Вознесенска, купец 1-ой гильдии Яков Петрович Гарелин. Если для Борисова краеведение составляло смысл жизни, то для Гарелина оно было скорее чем-то вроде хобби, но на очень серьезном уровне. Основным же занятием Я.П. Гарелина был бизнес. Он владел если не самой крупной, то, по крайней мере, самой передовой фабрикой в "Русском Манчестере", многие технические новинки впервые в городе и уезде были опробованы и действовали именно на его предприятии. Как и многие другие знатоки родного края, Гарелин начинал как коллекционер. Коллекция его документов существенно превосходила ту, что собрал в свое время Борисов, а также и другие аналогичные собрания местных любителей старины. Иваново-вознесенский фабрикант был не просто состоятельным, а очень богатым человеком, и у него не было нужды самому разыскивать старинные акты на чердаках и в подвалах. Гарелин покупал их у антикваров и просто у местных обывателей, оказавшихся случайными владельцами редкостей. В настоящее время меньшая часть его коллекции хранится в областного государственном архиве, а большая - в отделе рукописей Российской государственной библиотеки в Москве. Постепенно Я.П. Гарелин, как и Борисов в свое время, продолжая заниматься собирательством, обращается и к исследованиям по местной истории. С начала 50-х г.г. появляются его статьи во "Владимирских губернских ведомостях". Удивляет широкий круг интересов фабриканта. Из-под его пера выходят статьи по истории, этнографии, археологии, ономастике, топонимике, генеалогии. Некоторые его публикации в местной периодике до сих пор не утеряли своей актуальности. Например, сделанная им подборка народных примет и суеверий может служить прекрасным материалом для исследования традиционной народной культуры и менталитета населения около двух столетий назад. Итог краеведческих исследований Гарелина был подведен в книге "Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад", которая вышла в двух частях в 1885-86 г.г. Он приступил к написанию этой книги только после того, как в пожилом возрасте сдал свою фабрику в аренду и освободился от груза предпринимательских забот. В книге широко использованы семейные архивы Гарелиных, документы их предприятия, живые свидетельства современников. Недаром некоторые фразы в книге начинаются так: "По словам ивановских старожилов…" Главное внимание Я.П. Гарелин уделяет в своем основном труде истории текстильной промышленности в селе Иванове - Вознесенском посаде - городе Иваново-Вознесенске. Он повествует о зарождении ее в виде ремесленного кустарного производства, о появлении первых мануфактур, хозяевами которых были местные крепостные крестьяне, о возникновении фабричного машинного производства. Книга Гарелина до сих пор широко используется специалистами по экономической истории России как богатый кладезь фактического материала. Кроме Шуйского уезда, историко-краеведческие исследования развертывались и в северной части текстильного края, которая до революции принадлежала к Костромской губернии. Патриотом и знатоком города Кинешмы был священник Иван Павлович Альтовский. Как и многие другие, он начал с собирания своей домашней коллекции, в которой хранились старопечатные и рукописные книги, церковная утварь, древние монеты и др. Вместе с ребятами, которых он учил в одной из школ Кинешмы, отец Иоанн провел раскопки на берегу реки Кинешемки, которые дали богатый археологический материал, относящийся к началу XVII в. Это было оружие и доспехи, оставшиеся от боев с польскими интервентами в период Смутного времени. Удачные находки заставили Альтовского вплотную заняться исследований этих событий на местном уровне. Плодом его разысканий стала вышедшая в 1909 г. книга "Кинешма в Смутное время и геройский подвиг ее 26 мая 1609 г."; в ней идет речь об обороне города от войск А. Лисовского. Жизнь И.П. Альтовского трагически оборвалась в 1937 г., он был расстрелян по обвинению в "контрреволюционной деятельности". В течение нескольких летних сезонов в Нерехтском уезде собирал народный фольклор выдающийся философ, писатель, богослов Павел Флоренский. Итогом поисковой деятельности тогда еще молодого исследователя стала книга "Собрание частушек Нерехтского уезда", изданная в 1912 г. в Костроме. Частушки были записаны П.А. Флоренским в селениях Толпыгино, Яковлевское, Медведково и в городе Плес. В небольших четверостишиях отражены как традиционная любовная тема, так и новые реалии - развитие фабричного производства, постепенное разорение крестьян и др. В Костромской губернии в 1912 г. была создана одна из первых в России специализированных краеведческих организаций - "Костромское научное общество по изучению местного края" (КНОИМК). В уставе ее, который одновременно являлся и программой, говорилось, что целью общества является изучение местной истории, этнографии, археологии, культуры, природы. К 1917 г. в КНОИМК насчитывалось около 400 человек, в том числе из входивших в ивановский край Кинешемского, Юрьевецкого и Нерехтского уездов. Членами общества были Ф.А. и Е.А. Дюбюки, И.К. Коновалов, Н.Д. Кондратьев В.А. Миндовский, В.А. Потехин и другие люди, имеющие прямое отношение к текстильному краю. Иваново-вознесенский фабрикант и меценат Д.Г. Бурылин пожертвовал этой организации 100 рублей. С 1914 г. общество публиковало свои печатные труды, выпуски их были тематическими - исторический, этнографический, природоведческий. В этих трудах ряд статей касался и текстильного края, ему в частности были посвящены статьи Евгения Федоровича Дюбюка. В 3-м выпуске трудов КНОИМК была опубликована статья В. Барыкова о селе Парское Юрьевецкого уезда. К числу исследователей-регионоведов ивановцы с гордостью могут причислить Николая Дмитриевича Кондратьева - выдающегося русского экономиста. Он родился в 1892 г. в деревне Галуевской современного Вичугского района Ивановской области (тогда это селение входило в Кинешемский уезд) в крестьянской семье. Благодаря огромной жажде знаний ему удалось в 1911 г. поступить в Петербургский университет. Однако связи с родным краем он не порывал, вступил в Костромское общество по изучению местного края, подготовил для обсуждения в нем реферат "Раскол, его дух и современная культура". Он занимался изучением старообрядчества в Кинешемском уезде. В "Известиях Археологического общества русского севера" в 1912-1913 г.г. были опубликованы его статьи под названиями: "Взыскующие града" и "Кризис веры". В Кинешемском уезде Н.Д. Кондратьев собрал также материал для своей дипломной работы. В 1915 г. он успешно защитил ее, практически одновременно это исследование вышло в Кинешме отдельной книгой под названием "Развитие хозяйства Кинешемского земства Костромской губернии". В ней был сделан тщательный анализ деятельности уездного органа самоуправления за предыдущие пятьдесят лет. Здесь шла речь о развитии просвещения, здравоохранения, агрономической помощи земства крестьянам. Труд Н.Д. Кондратьева не потерял актуальности до сих пор. Отрадно, что в 2002 г. издательство "Ивановская газета" выпустило в свет репринтное воспроизведение этой работы, давно превратившейся в библиографическую редкость. Н.Д. Кондратьев погиб в 1937 г. во время сталинских репрессий. Большим знатоком местной истории был и Д.Г. Бурылин. По данным его фонда, хранящегося в Государственном архиве Ивановской области, в начале ХХ в. Дмитрий Геннадьевич задумал создать книгу, которая была бы посвящена истории и современности города Иваново-Вознесенска. По его инициативе начался кропотливый сбор материала, в котором участвовал и он сам, и его сотрудники. В архивном фонде Бурылина сохранились тематические папки с аккуратно подобранными документами по следующим аспектам: церкви Иваново-Вознесенска, народное образование, здравоохранение, общественные организации, городское хозяйство "Русского Манчестера". Есть папка, которая представляет собой подробное описание некрополей старого Иваново-Вознесенска, здесь указаны захоронения известных жителей. Эти материалы представляют особую ценность, так как до наших дней не сохранилось ни одной из старых кладбищ города. Еще одна подборка документов посвящена обрядам и обычаям местных жителей, она представляет большую ценность для современных ученых-этнографов. Д.Г. Бурылиным были направлены запросы на все основные предприятия "Русского Манчестера", в которых он предлагал составить краткие справки об истории этих фабрик и заводов. Ответы на такого рода просьбы также отложились в одном из архивных дел фонда Д.Г. Бурылина. Все эти материалы должны были стать основой для книги об Иваново-Вознесенске. Маловероятно, что Бурылин сам собирался написать этот труд, так как он был сильно загружен делами фабрики, много времени отнимала его коллекция редкостей и древностей, а также строительство музея. Скорее всего, известный ивановский меценат предполагал поручить составление книги какому-либо профессиональному историку за соответствующее вознаграждение. Однако начавшаяся в 1914 г. первая мировая война не позволила осуществиться этому впечатляющему проекту. Таким образом, краеведческое движение в Иваново-Вознесенском промышленном районе зародилось еще в дореволюционный период. Круг участников его был пока весьма узким, и не потому, что здесь было мало граждан, с пиететом относившихся к своим историческим корням, к своей "малой родине". Дело было в другом: недостаточно было людей образованных и обладающих сведениями, необходимыми для полноценных краеведческих изысканий. Естественно, что среди исследователей местного края не было крестьян и рабочих, большинство их имело в лучшем случае начальное образование. Не оказалось краезнатцев и среди "первенствующего сословия" - провинциальное дворянство в этот период было озабочено другими проблемами, связанными с постепенным его оскудением и разорением. Большую роль в развитии региональных исследований сыграло купеческое сословие. Среди предпринимателей было немало людей, которые интересовались историей экономики, хотели узнать глубокие корни, которыми вросла текстильная промышленность в жизнь ивановского края. Поэтому совершенно неслучайным представляется участие в краеведческом движении обедневшего купца В.А. Борисова, который не оставил след в истории предпринимательства, но хорошо знаком потомкам как историк местного края. К купеческому сословию относились также Яков Гарелин, Иван Лядов, Петр Гундобин. Кроме того, региональными исследования стали заниматься наиболее образованные представители местного духовенства. Это были Е. Правдин, И. Альтовский и др. Сферой их интересов чаще всего становилась церковная история. Активное участие в краеведческом движении купечества и духовенства обусловило то обстоятельство, что экономическая и церковная история до революции оказались наиболее освоенными участками исследовательского поля в регионоведении. Знания, накопленные в области краеведения, а также ценный опыт таких исследований впоследствии был широко использован на следующем этапе этого общественного движения, то есть в 20-х г.г., которые справедливо называют “золотым десятилетием” для отечественного краеведения. Востребованы они и в настоящее время. Кирилл Балдин (2005 г.) |
© "Литос-КЛИО"