Школа-музей "Литос-КЛИО". Музей камня г. Иваново

Школа-музей "Литос-КЛИО"

Музей камня

Планетарий

Общество любителей камня

Экспедиции

Публикации

Астрономия

Метеориты

Краеведение

Мегалиты, культовые камни и сооружения

Языкознание и литературоведение

Фотоальбом

Мир глазами любителей камня

Выставки

Коллекции

Библиотека

Юмор

Форум

Ссылки

Новости

Объявления

 

О небесных конях и датах откровений

Еще одна попытка датирования Откровения Иоанна

Книга "Откровение", приписываемая Иоанну Богослову, одному из апостолов Христа, - последняя и самая загадочная книга Нового Завета. Время ее написания оспаривается до сих пор. Обычно считается, что она возникла во второй половине первого века нашей эры. Существует два основных мнения о времени ее появления. Первое, основанное на свидетельствах отцов церкви, утверждает, что Иоанн написал книгу в 95 или 96 году при императоре Домициане. Второе, не менее обоснованное, которое базируется на параллелях римской истории и апокалиптических образов, полагает временем написания книги годы 66-68-й, при императоре Нероне.

Есть и другие точки зрения на дату возникновения книги. Одна из них принадлежит известному революционеру и ученому-энциклопедисту Н.А. Морозову. В самом начале ХХ века Морозов в труде "Откровение в грозе и буре" (выдержала 3 издания и была переиздана в 1991 году) и семитомнике "Христос" (изд. 1924-1932, переизд. 1997-2003) предположил, что "Откровение Иоанна" по сути является ярким, красочным описанием звездного неба и пронесшейся над островом Патмос грозы с мистическими выводами из этих явлений. По мнению Морозова, в шестой главе "Откровения" зашифрован так называемый гороскоп, то есть, в традиционном смысле, расположение планет по зодиакальным созвездиям. Разноцветные кони - это планеты, а всадники - созвездия. Используя простой перебор дат, которые бы отвечали положению Юпитера в Стрельце, Сатурна в Скорпионе, Марса в Овне, Меркурия в Весах, а Солнца и Луны в Деве, он пришел к дате 30 сентября 395 года. За что потом долго получал нагоняй от ученых и богословов, придерживавшихся традиционных взглядов на историю и хронологию. Автором книги, как рассуждал Морозов, был не апостол Иоанн, а живший в Византии богослов Иоанн, прозванный Златоустом. Подробнее с концепцией толкования Морозовым "Откровения" и методикой отождествления апокалиптических образов с природными объектами можно ознакомиться в его книге, многократно выложенной в интернете, в частности на сайте http://apokalipsmor.narod.ru.

С тех пор продолжают появляться многочисленные попытки пересмотра морозовской датировки, ибо полученная им дата на 300 лет позднее традиционной, конечно, мало кого устраивает, хотя сама астрономическая и метеорологическая расшифровка образов и символов тогда многим пришлась по душе, особенно астрономам. Пытались перетолковать коней и всадников, месяц наблюдения, "раскидать" явления по времени... Хороших результатов не получалось. Оставалась всегда одна, морозовская дата. Остальные имели большие натяжки.

Но вот какой возникает вопрос. Морозов соотнес коней и планеты по так сказать физическим цветовым характеристикам: белый Юпитер, красный Марс, желтоватый Сатурн, редко видимый и поэтому темный Меркурий. Но что если некий Иоанн опирался не на визуальное цветовое описание, а на символическое, известное в астрологических кругах в начале нашей эры? Тогда мы имеем следующую картину.

Солнце в созвездии Девы (Откр 12:1).

Луна в "ногах" Девы (12:1), то есть на границе Девы и Весов.

Белая (греч. "леукос") планета явно Юпитер, как и у Морозова. Он в Стрельце (6:2) - тут и лук, и венец (созвездие Южной Короны под Стрельцом).

Рыжая, красная (греч. "пюррос") планета несомненно Марс. Совпадает с морозовской трактовкой. Но кто такой всадник с мечом (6:4)? Морозов предположил, что это созвездие Персея (тогда Марс находится в Овне, под "меченосцем" Персеем). Почему-то для Марса он сделал исключение и указал внезодиакальное созвездие, расположенное относительно далеко от эклиптики. А какие еще созвездия, в том числе и зодиакальные, изображались с мечом? Одно - Орион, который находится под Тельцом и Близнецами. Причем северная граница Ориона довольно близка к эклиптике, и иногда планеты заходят внутрь этого созвездия. Другое, возможно, Близнецы. Традиционно на звездных картах Диоскуров изображают со стрелой, плетью или дубиной. Но существуют ли изображения с мечом? Впрочем, Близнецы соседствуют с Орионом… Итак, предположим, что Марс где-то на границе Тельца и Близнецов, над Орионом. Что по сути близко к расположению под Персеем.

Далее - вороная, черная (греч. "мелас") планета. По Морозову это невидимый Меркурий. Но черный цвет во всех древних астрологических традициях всегда принадлежал Сатурну! Значит, в созвездии Весов (6:4-5) находится Сатурн.

И последняя планета - бледная, зеленоватая (греч. "хлорос"). У Морозова это желтоватый Сатурн. Однако зеленый цвет традиционно ассоциировался с Венерой. Отсюда следует, что в Скорпионе расположена Венера.

Меркурию Иоанн почему-то не уделил внимания. Возможно, именно в силу своей трудной заметности.

Теперь зададимся вопросом: какой дате на промежутке в 1-400 годы н.э. соответствует описанное расположение планет? Воспользуемся любой программой-планетарием либо специализированной программой М. Городецкого "Зодиак".

Что мы видим в результате? Удачнейшее попадание - 15 сентября 98 года! Конечно, эта дата не совпадает с традиционными 95-96 годами, однако в свете споров о конце 60-х годов первого столетия можно считать, что мы получили довольно точный ответ.

Проанализируем полученную дату. Это была суббота. В русском синодальном переводе - "день воскресный". Однако странно, что первохристианин, а по сути иудеохристианин Иоанн, книга которого полна гебраизмами, будет называть воскресенье "господним днем" (греч. "кюриакэ эмера"). Скорее, это будет именно суббота, иудейский выходной. Светила и планеты расположены следующим образом: Солнце в Деве, Луна на границе Девы и Весов, Марс в Близнецах, недалеко от Ориона, Юпитер в Стрельце, Сатурн на границе Девы и Весов. А Венера? Вот тут небольшое несоответствие. Венера в данном случае - в Весах, а не в Скорпионе. Чуть-чуть не дотянула. Возможно, Иоанн не наблюдал лично планеты, а рассчитал их положение, совершив ошибку для Венеры на одно созвездие. Тем более, Марс был расположен по другую сторону от Солнца и не мог одновременно наблюдаться с другими планетами. За расчет говорит и близость Сатурна к Солнцу (20 градусов), при которой осенью даже на широтах Эгейского моря его сложно обнаружить вечером на закате. Впрочем, в те времена Весы часто рассматривались как часть Скорпиона, его Клешни...

К слову, 13 сентября 98 года, то есть за два дня до описанных событий, произошло полное солнечное затмение (возможно 6:12), полоса которого почти совпала с морозовским затмением 30 сентября 395 года: южная часть Тихого океана - Антарктический полуостров. А 29 сентября 98 года произошло частное лунное затмение (6:12) с фазой 0,7, видимое в Европе на рассвете.

В результате мы получили дату, вполне удовлетворяющую общепринятой истории и христианской традиции. Следовательно, не нужно пересматривать авторство книги - им остается апостол Иоанн. Или иной Иоанн, живший в первом веке нашей эры - споры о личности автора "Откровения" ведутся до сих пор. Можно считать, что морозовское общее астрономо-метеорологическое толкование книги и соотнесение апокалиптических образов и символов с природными реалиями имеет место быть и может соответствовать реальности.

Но прежде, чем завершить, следует вернуться к следующей проблеме. А верно ли вообще отождествление коней с планетами и всадников с созвездиями? Может, за этими образами скрывается что-то иное?

Попробуем разобраться на близком примере - книге ветхозаветного пророка Захарии. Все исследователи отмечают близость шестых глав обоих текстов. В книге Захарии, возможно, тоже говорится о гороскопе, подобном иоанновскому, в 24 день одиннадцатого месяца Шевата во второй год царя Дария (Зах 1:7). Захария пишет о себе: "видел я ночью" (1:8), "поднял я глаза мои и увидел" (1:18, 2:1, 5:1, 6:1). И описание гороскопа в 6:2-7 показывает на положение планет, включая Луну, 25 января 520 г. до н.э. в районе так называемого раздвоения Млечного Пути, где расположены зодиакальные созвездия Скорпиона и Стрельца, "гор медных" - в еврейском оригинале игра слов "гор змиевых", так как здесь же находятся созвездия Змееносца и Змеи (6:1). Рыжий Марс, вороной Сатурн (в данном случае именно черный Сатурн, а не морозовский Меркурий - Захария использует близкую ему по времени и месту вавилонскую цветовую атрибутику планет), белый Юпитер, пегая и сильная, то есть большая Луна - в Весах, Скорпионе и Стрельце. Во всех случаях о конях-планетах говорится во множественном числе, но это не принципиально. Луна названа пегой, пятнистой, какова она и есть, особенно в фазе последней четверти на 24 день лунного месяца Шевата, тут вариантов быть не может.

Итак, по еврейскому календарю получаем 25 января 520 года до н.э. - второй год Дария действительно был 520-й до н.э., а не 519-й, как утверждается во многих справочниках, так как правление Дария началось в 522 г. до н.э. Используя программу для поиска даты по положению планет, мы получаем тот же день. Причем описание в книге Захарии, что одни кони идут к северу, а другие к югу, стране полуденной (6:6), в точности совпадает с положением планет относительно эклиптики по эклиптикальной широте.

Захария наблюдал небо перед самым рассветом, так как Луна и три планеты Сатурн, Юпитер, Марс стали видны полностью только за 2-3 часа до восхода Солнца.

А о каком затмении (если это затмение) говорится у Захарии в 14:6-7? 15 января 532 г. до н.э., то есть в дни юности Захарии, в Вавилоне и на всем Ближнем Востоке наблюдалось кольцеобразное солнечное затмение. Возможно, Захария видел его и был очень впечатлен зрелищем. Однако в главе 7 указывается четвертый год Дария. 28 марта 517 г. до н.э. произошло солнечное затмение, видимое в Палестине перед самым заходом Солнца. Не о нем ли Захария говорит, что "лишь в вечернее время явится свет" (14:7)?

Значит, традиция называния планет небесными конями не пропала и пронеслась через века и народы. Ее мы встречаем на галльских монетах, в поздневавилонских клинописях, в книге Иоанна, в средневековых манускриптах…

Все вышеизложенное является гипотезой, предположением, а не объективной научной истиной. Древние религиозно-мистические тексты очень тяжело толковать. Понимание их будет верным, если, по словам Н. Морозова, "в нашей собственной душе еще звучат, в той или иной форме, отдаленные отголоски первобытного строя мысли наших предков, слабые отзвуки их давно исчезнувших для нашего сознания чувств и инстинктов".

Сергей Беляков (2011 г.)

(Статья опубликована также в журнале "Небосвод" №8/2011)


© "Литос-КЛИО"