|
Гемма Марка Аврелия Известный немецкий историк XIX века Оскар Егер (вариант: Йегер) в первом томе "Всемирной истории", посвященном Древнему миру, в книге VIII "Римская империя" (глава 3, параграф "Духовная жизнь. Литература") приводит изображение геммы в честь жертвоприношения Марка Аврелия против чумы. Подпись к изображению гласит: "Резной камень из кроваво-красной яшмы. Справа вверху - Марк Аврелий в покрывале верховного понтифика; поверх покрывала - шар; позади него - жезл авгура; напротив императора - богиня Рома в шлеме и Эскулап с рогами; под изображением Марка Аврелия - Гигиея, напротив нее - Фаустина. Стрелец в центре символизирует время жертвоприношения (ноябрь или декабрь)". Каким образом было проведено отождествление фигур на гемме с историческими и мифическими персонажами, О. Егер не указывает. Представим себе, что эта гемма попала в руки историку астрономии. И что же он увидит? Вовсе не богов исцеления и даже не императора и его жену или родственницу, а типичную астрономическую картину. Дело в том, что подобные гороскопы, то есть изображения положений планет и светил по зодиакальным созвездиям, были широко распространены в античности и использовались для своеобразного запечатления определенной даты в скульптуре, рисунке и т.д. Многочисленные греческие, позднеегипетские и римские гороскопы были исследованы, например, в книгах О. Нейгебауэра, Р. Паркера, Б. Ван-дер-Вардена и др. Представленная в книге Егера гемма - типичный гороскоп, который можно датировать, то есть определить дату в принятой нами календарной системе такого расположения светил, которое полностью или приблизительно (с учетом различных погрешностей) совпадает с изображением. Что же представлено на гемме? В центре мы видим кентавра с луком. Это стандартное изображение созвездия Стрельца. Над его головой лучащийся кружок. Слева, за спиной кентавра - три головы, а справа, перед лицом - две головы с характерными для планетной символики атрибутами. Итак, слева мы видим мужскую голову в боевом шлеме - типичное изображение Марса, бородатую голову с подобием венка и рогами - явно представляет Юпитера, и единственную женскую голову с косичкой - изображение Венеры. Позади Марса - лунный серп. Справа внизу молодой мужчина с жезлом в виде двух переплетающихся змей - это Меркурий с кадуцеем. Над ним старик в плаще, с шаром на голове и жезлом-косой за плечом - изображение Сатурна. Таким образом, все планеты вместе с Луной изображены вокруг созвездия Стрельца, а, скорее всего, в нем, в его границах. Где же Солнце? Оно тоже должно быть в Стрельце, так как ни Меркурий, ни Венера не отходят от него далеко. Поэтому, вероятнее всего, кружок с лучами и есть изображение дневного светила. А. Фоменко в нескольких своих книгах по "новой хронологии" также считает, что изображение на гемме это гороскоп, и правильно отождествляет фигуры. Но попытки Фоменко датировать гороскоп приводят к абсурдному результату: 18-19 декабря 1664 года н.э. Среди отброшенных Фоменко вариантов датировок есть и попадающие во времена жизни Марка Аврелия, принятые в традиционной хронологии. Давайте попробуем самостоятельно продатировать гороскоп, изображенный на гемме. Необходимо, чтобы дата отвечала следующим условиям: все видимые невооруженным глазом планеты, а также Солнце и Луна должны находиться в созвездии Стрельца или недалеко от его границ. Скажем сразу, что Фоменко изначально предполагал, что автор гороскопа наблюдал звездное небо и поэтому изобразил планеты относительно Солнца именно так, как они были на небе. Позволим себе с этим не согласиться. Во-первых, планеты, расположенные в одном созвездии с Солнцем очень трудно, практически невозможно наблюдать. Во-вторых, Сатурн по решению Фоменко находится хотя и рядом с Солнцем, но уже по другую сторону от Меркурия, который был в Змееносце (сектор Скорпиона), что противоречит изображению и делает решение Фоменко вовсе не "идеальным" и не "единственным". Несомненно, положения планет в те времена уже достаточно легко определялись расчетным путем, пусть и с возможными погрешностями. В-третьих, изображение серпа Луны на гемме астрономически неверно. Рожки серпа должны быть обращены от Солнца, а не к нему. Следовательно, с учетом вышеизложенного, мы можем принять, что если во время исследования мы получим дату, укладывающуюся в период жизни Марка Аврелия, можно особо не обращать внимания на точное, идеальное положение планет относительно Солнца, так как само это изображение не идеально. Определение возможных дат гороскопа проведем по предназначенной для этих целей программе М. Городецкого "Зодиак". На интервале от 200 г. до н.э. до 1000 г. н.э. мы получаем пять результатов: 25.11.105 г. до н.э., 17.11.133 г. н.э., 13.12.133 г. н.э., 11.12.193 г. н.э. и 1.12.810 г. н.э. Все пять вариантов дают одинаковую погрешность по положению планет - среднеквадратичное отклонение 0,4 при заданном 0,5 (доли созвездия по эклиптике). Исторические источники сообщают нам, что Марк Аврелий родился в 121 г., стал императором в 161 г. и скончался в 180 г. н.э. Мы видим, что в указанный интервал жизни Марка Аврелия попадают две даты, разделенные между собой месяцем - 133 г. (Римом в этот год правил Адриан). Так же к этому интервалу близка и дата 193 г. Чтобы окончательно датировать гемму, нам необходимо воспользоваться современным программами-планетариями и поглядеть, как выглядело звездное небо в полученные расчетом даты. 17 ноября 133 года: Солнце находится в Змееносце, над Скорпионом, западнее него Меркурий, восточнее, в Стрельце, Юпитер, Сатурн, Марс, Венера, Луна (по удалению от Солнца). Ни Меркурий, ни Солнце в Стрельце не находятся. 13 декабря 133 года: Солнце в середине Стрельца, к западу от него Сатурн, Юпитер, Венера и Луна (убывающая, как на гемме), к востоку - Меркурий и Марс (уже в Козероге). 11 декабря 193 года: Солнце в середине Стрельца, западнее него Луна в новолунии (10 декабря она была убывающая) и Марс, восточнее - Венера, Сатурн, Юпитер и Меркурий (уже в Козероге). Как видим, наиболее подходящими для сопоставления с геммой являются две последние даты: 13.12.133 г. и 11.12.193 г. Первая дата (17.11.133 г.) не подходит из-за расположения Солнца и Меркурия. Из удовлетворяющих нашим условиям только одна дата попадает во времена жизни Марка Аврелия - 13 декабря 133 года. Но в этом году будущему императору было всего 12 лет, хотя он уже мог совершать жертвоприношения в храмах, но не мог носить бороды (как на гемме). Отождествление Егером одной из фигур с Фаустиной (Младшей), женой Марка Аврелия, противоречит полученной дате: Фаустина родилась в 125 или 130 г., поэтому в 133 г. ей было 3 или 8 лет. На гемме же изображена зрелая женщина. История знает еще одну Фаустину (Старшую), супругу императора Антонина Пия и тетку Марка Аврелия. Она более отвечает изображению на гемме - в 133 г. ей было 33 года. Но, как мы видели, отождествление Егером фигур по сути произвольно. Он (или авторы тех источников, которыми он пользовался) не заметил астрономической символики геммы. Или заметил частично, поняв изображение Стрельца как месяц жертвоприношения. Тем более, чума в Риме датируется самым началом правления Марка Аврелия (160-е гг. н.э.). Поэтому время создания геммы вовсе не обязано быть привязанным к жизни Марка Аврелия. А значит, и третья полученная дата (11.12.193 г. - Римом правил император Песценний Нигер) вполне может соответствовать действительности. Сопоставление картины неба с изображением на гемме подтверждает предположение о том, что гороскоп не наблюдался, а рассчитывался. Но раз так, раз гемма может быть и не связана с Марком Аврелием, рассмотрим еще одну полученную выше дату - 25 ноября 105 г. до н.э. Солнце в западной части Стрельца, к западу от него в границах Стрельца Сатурн и Меркурий, к востоку - Юпитер, Луна, Марс и Венера (уже в Козероге). Мы видим практически полное попадание небесной картины в изображение на гемме! Причем, наше предположение о "неидеальности" этого изображения не оправдалось, кроме действительно неверно нарисованной Луны (но следует учитывать, что геммы делает художник, а не астроном). Соблюдены даже эклиптикальные широты планет: Сатурн севернее Меркурия, Марс южнее Юпитера, а Венера южнее Марса. Луна же за Венеру и Марс ушла 27 ноября и была видна в виде тонкого месяца (правда, в это время Венера тоже находилась явно в Козероге, а не в Стрельце). Что же получается? Наша гемма датируется 105 годом до н.э.? Вполне возможно. В то время искусство глиптики в Древнем мире, и в частности в Древней Италии, было хорошо развито. Попытка астрономической датировки изображения-гороскопа на древнеримской гемме привела к подтверждению традиционной хронологии, обозначила время создания этой геммы наиболее вероятно 105 годом до н.э. (республиканский Рим) или, менее вероятно, 133 годом н.э. (Марк Аврелий в подростковом возрасте, Римом правит Адриан) либо 193 годом н.э. (Марк Аврелий уже умер, в Риме период второго междуцарствия, кратковременные императоры сменяют друг друга), а также разоблачила упомянутую в книге О. Егера трактовку изображенных на гемме фигур и, возможно, атрибуцию геммы с Марком Аврелием. Для уточнения времени создания геммы (конец II в. до н.э. или II в. н.э.) необходимо знать современное местонахождение геммы и ее экспертную датировку. Литература 1. Егер О. Всемирная история: в 4 томах. Т. 1: Древний мир. СПб., 1997 (репр. с 1904). 2. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М., 1991. 3. Фоменко А., Носовский Г. Древние зодиаки Египта и Европы. М., 2009. 4. Википедия (Список римских императоров, Марк Аврелий, Фаустина Младшая, Фаустина Старшая, Глиптика). Сергей Беляков (2012 г.) (Статья опубликована также в журнале "Небосвод" №11/2012) |
© "Литос-КЛИО"