|
Камень
умеет задавать вопросы
Музей
камня - явление для Иванова не совсем
обычное. Наш регион далеко не
минералогическое эльдорадо. Но
удаленность от источников камня не повод
для отказа от такого эстетического
деликатеса как культура камня. Тем более
для нашего города с его богатыми
музейными традициями, благодатной
культурной почвой, серьезной научной
базой и неповторимым молодежно-студенческим
колоритом.
Культура
камня своими корнями уходит в далекое
прошлое. Ее возраст исчисляется
миллионами лет. По сути, история
человечества начинается с того момента,
когда гоминоид осознанно взял в руки
камень. И не только история. Искусство
началось с абстрактного изображения на
камне. Первая палитра художника - охра (окислы
железа), мел (известняк) и уголь. Глина (а
это тоже минерал), излюбленный источник
информации для археологов, подарила
человеку не только посуду и сосуды для
хранения урожая, но и тот волшебный
пластичный материал, который положил
начало скульптуре и книге. Металлы,
изменившие мир и давшие колоссальный
толчок прогрессу, получают из руды.
Первые амулеты, талисманы, украшения;
первая, самая необходимая и настоящая
приправа соль (а не пепел из костра); яды,
лекарства, долговечный строительный
материал; в конце концов, и первая "надгробная
плита" на могиле неандертальца - камень...
Это не "каменное лобби", историю и
культуру мы воспринимаем адекватно, во
всем ее многообразии, просто
справедливости ради воздаем камню ту
дань почтения и уважения, которой он
достоин по праву. Поэтому в экспозициях
нашего музея представлен весь
информационный спектр: от каменного
топора до булыжника - оружия пролетариата,
весомого революционного аргумента
иваново-вознесенских рабочих.
Музей
камня работает с 1994 года. Сейчас в музее
пять действующих залов, более трех тысяч
экспонатов в экспозиции и около полутора
тысяч в запасниках. Это более пятисот
минеральных видов плюс
палеонтологическая, археологическая,
историческая и краеведческая коллекции.
Естественно, что помимо исторической в
экспозиции отражена и геолого-минералогическая
биография камня. Геология, палеонтология
и многие другие естественные науки - наши
союзники в познании мира. Геология
изучает историю Земли, а Земля - наш дом.
Палеонтология ищет начало жизни, но это и
наше начало. Осознание того, что седой
валун в поле может поведать о далеком
прошлом, а муравей, застывший в янтаре
десятки миллионов лет назад, уже тогда
был полноправным жителем Земли,
воспитывает уважение к тому, чего раньше
не замечал, а уважение и бережное
отношение к окружающему и есть основа
патриотизма. Камень - тот необходимый
связующий элемент между живой и "неживой"
материей, между историей Земли и историей
человечества, между микро- и
макрокосмосом, помогающий человеку в
поиске гармонии мира.
Малахит,
горный хрусталь, альмандин, ставролит,
селенит, турмалин, корунд, эвдиалит... Все
это богатство собрано педагогами и
учащимися школы-музея "Литос-КЛИО".
Горные восхождения, сплавы по рекам,
путешествия под парусом по морю, работа в
пещерах, шахтах, штольнях... Сотни и тысячи
пройденных километров… Позади
семнадцать полевых сезонов, более
пятидесяти экспедиций: Витимское нагорье,
Байкал, Восточные Саяны, Урал от
Полярного до Южного, монгольская граница,
Северный Тиман, Хибины, Белое и Баренцево
моря, Ладожское и Онежское озера, Крым,
Кавказ... Можно сказать, жажда камня
открыла нам мир.
Но
прежде чем камень открыл нам мир, должны
были и мы открыть для себя камень. Сейчас
трудно найти точку отсчета нашего
общения с камнем. Наверное, начиналось
все с книг, неуемного любопытства, поиска
себя. А может, страсть эта изначально жила
в нас и ждала своего часа. Этот час пробил
в далеком теперь 1988 году, во время
археологических раскопок столицы
Золотой Орды Сарай-Бату. Три находки:
бирюзовая бусина, аметистовая заготовка
и янтарный кабошон определили наш выбор.
Практически сразу же наметились
приоритеты: геология, минералогия,
палеонтология... но только в союзе с
историей, археологией, краеведением.
Изначально камень рассматривался нами
прежде всего в культурно-историческом
аспекте. Это отразилось во всем: в выборе
названия Музей камня, а не геологический
или минералогический (музей), в решении
экспозиций, в экскурсионной работе, даже
в выборе маршрутов экспедиций. Нефрит
ближе и доступнее на Северном Урале, а мы
едем за ним в Восточные Саяны на
легендарное месторождение Оспин-Дабан,
известное еще со времен гуннов. Лазурит
ищем по старым описаниям XVIII века.
Альмандины добываем в древних кительских
выработках, заложенных монахами
Валаамского монастыря. Аметист берем на
Волк-острове Онежского озера, откуда его
поставляли ко двору Екатерины II…
Параллельно со сбором минералов изучаем
сейды Кольского полуострова, каменные
лабиринты островов Белого моря,
петроглифы Залавруги, дольмены Кавказа,
священные обо и бурханы Забайкалья,
мегалиты нашего края...
Правоту
нашего выбора подтверждают сотни
благодарных и восторженных записей в
музейной книге отзывов. Со времени
открытия музея с экспозициями
ознакомились десятки тысяч посетителей.
Камень оказался идеальным музейным
объектом, его язык понятен всем, и каждый
находит к нему свою дорогу. Художник
любуется многообразием форм, смелостью
линий, безграничной гаммой цвета,
гениальными каменными пейзажами. Поэт
черпает в камне свое вдохновение.
Историка ведут через сотни стран и
десятки тысячелетий янтарные,
обсидиановые, нефритовые, лазуритовые,
яшмовые пути, объединяя Восток и Запад,
Америку и Европу. Филолог восхищается
лазуритовой окраской эпоса о Гильгамеше,
нефритовой прелестью китайских мифов,
самоцветной феерией Махабхараты,
минеральной симфонией цвета песен
Соломона. Химика поражает виртуозная
игра природы с химическими элементами. А
ребенок открывает для себя начало мира,
начало Земли, начало жизни.
Прекрасно,
что культура камня стала доступна для
жителей нашего края. Определенный
культурный минералогический минимум (знание
нескольких десятков наиболее известных
самоцветов, оставивших яркий след в
истории и культуре) необходим каждому
образованному человеку. Без этого
информационного багажа, как без знания
античности и библейских сказаний, многое
в культуре будет просто непонятно... Мы
никогда не ощутим истинного аромата
восточной поэзии с ее прекрасными "минералогическими"
эпитетами и сравнениями, не увидим
восхитительную радугу сказов Бажова, не
поймем глубину сарказма Рабле, не
насладимся в полной мере прозой Куприна...
Эти знания помогут преодолеть вечную
растерянность перед витринами ювелирных
магазинов, научат отличать натуральный
камень от дешевой подделки, а
потенциальные покупатели узнают хотя бы
то, что красивое название фианит всего
лишь аббревиатура "Физический
институт Академии наук" и относится к
искусственно выращенному камню. А есть
еще имитации, восстановленные,
облагороженные камни и другие
современные технологические хитрости.
Прежде чем платить деньги, нужно знать, за
что вы их платите. Этот минералогический
ликбез воспитывает чувство цвета и стиля,
дарит глубину понимания эстетики
украшений, что позволяет ощущать себя на
высоте в любом обществе.
Иногда
кажется, что возможности камня
безграничны. Общаясь с ним почти двадцать
лет, не перестаешь удивляться, как
мастерски он умеет направить ход мысли в
новое русло. Благодаря камню мы в
постоянном движении и поиске.
Историческая геммология, мегалитическая
культура, метеоритика, трассология,
спелеостология, техника суйсеки... Список
наших увлечений растет. И это не дань моде
или кратковременная вспышка интереса. По
всем направлениям ведется работа, есть
результаты.
С
2002 года любители, коллекционеры и все
интересующиеся камнем объединились в
общество любителей камня, которое
работает на базе музея с октября по
апрель. Это был важный шаг к консолидации
всех сочувствующих и увлеченных
независимо от возраста и
минералогического авторитета.
А
сколько тайн и загадок хранит камень! Для
их решения требуется немало сил, времени,
знаний. Процесс так увлекает и
завораживает, что трудности не
останавливают. Но некоторые экспонаты
нашего музея пока продолжают хранить
молчание...
В
1994 году на окраине города, в районе
Авдотьина, учащимися школы-музея
случайно в одной из песчаных ям на
глубине около 80-90 см была найдена
каменная плитка из песчаника, по форме
близкая к округленному прямоугольнику с
небольшим скосом. Толщина плитки около
двух сантиметров, длина - пятнадцать,
ширина - восемь сантиметров. Вначале
ребята не придали находке особого
значения, поэтому, к сожалению, многие
важные детали процесса поиска утеряны, но
после внимательного осмотра обнаружили,
что на плитке читается штриховая и
линейная прорисовка по краю возможно
природного углубления. Искусственный
штриховой и линейный рисунок так удачно
подчеркнул и выделил его форму, что при
определенном ракурсе угадывается
стилизованное изображение Богоматери
или какого-то языческого божества. Что
это - каменная иконка или что-то более
древнее?
Интересно
отметить, что в музее в это время уже был
экспонат из такого же как авдотьинская
находка материала. Он найден в галечнике
реки под Архангельском и условно назван
нами архангельской или северной "чурингой".
Изображение на "чуринге"
двухстороннее. С одной стороны четко
вырезанное лицо с явно национальными
чертами, с другой - схематическое
изображение возможно того же лица.
Мы
не проводим четкую параллель, но
глубинная связь между этими двумя
находками не исключена и искать ее,
вероятно, нужно в финно-угорской культуре,
исторически объединяющей наш регион с
Севером...
Камень
умеет задавать вопросы, мы учимся на них
отвечать, приобщая жителей ивановского
края к многогранной культуре камня.
Андрей
Лапыкин (2006 г.)
(Статья
была опубликована также в
областном историческом журнале "Наша
Родина - Иваново-Вознесенск" №5/2006)
|