Школа-музей "Литос-КЛИО". Музей камня г. Иваново

Школа-музей "Литос-КЛИО"

Музей камня

Планетарий

Общество любителей камня

Экспедиции

Публикации

Астрономия

Метеориты

Краеведение

Мегалиты, культовые камни и сооружения

Языкознание и литературоведение

Фотоальбом

Мир глазами любителей камня

Выставки

Коллекции

Библиотека

Юмор

Форум

Ссылки

Новости

Объявления

 

Роман Виноградов. Письма из прошлого

В историю православных храмов и фресковой живописи Тейкова, Ростова, Санкт-Петербурга и губернии вписано имя академика, живописца Романа Федоровича Виноградова. Кто же такой художник Роман Виноградов? И какое отношение к истории Тейкова он имеет?

Справка из энциклопедии:

Виноградов Роман Федорович. Живописец, умер в 1874 году.

Вольнослушатель Академии Художеств (нач. 1850-х гг.), в 1855 году получил звание неклассного художника за картину "Молящаяся монахиня". В 1858 году удостоен звания академика за росписи в церкви Сергиевой пустыни (Петербургская губ.). В 1860-е гг. исполнил росписи в петербургских церквах - св. Духа в Александро-Невской лавре (ряд композиций на плафоне и орнаменты на стенах), Знамения божьей матери (в парусах и на стенах), Вознесения и др., а также в церкви Иоанна Предтечи в Ростове; написал иконы для собора Петра и Павла в Петергофе. Много занимался реставрацией фресковой живописи (церкви Петербурга и его пригородов).

Скудная информация, не говорящая о личности, занимавшей, как будет видно из нижесказанного, значительное место в истории росписи православных храмов в середине XIX века.

В Государственном архиве Ивановской области хранятся письма Романа Виноградова, датированные 1852-1863 годами, адресованные Михаилу Александровичу Хлебникову и семье Каретниковых.

Хлебников Михаил Александрович (1794-26.11.1865). Род Хлебниковых - один из самых древних родов в Ростове. Он ведет историю еще с XVII века.

В конце 1820-х годов Степан Иванович Каретников женился вторым браком на Александре Дмитриевне Хлебниковой, которая была двоюродной сестрой Михаила Александровича /1/.

А.Ф. Крылов. Портрет М.А. Хлебникова. 1867 г.Михаил Александрович Хлебников жил в Ростове в собственном доме (доставшемся ему по наследству) первого квартала по Московской улице в Покровском приходе. При его доме по свидетельству современников был сад, "...на ремонт которого он, Хлебников, расходовал ежегодно не меньше 200 рублей и который служил собственно для его удовольствия". Как и многие жители Ростова, Хлебников занимался торговлей. Торговал в Ростове и отъезжал по торговым делам во Владимирскую губернию. Хлебников не имел семьи и жил один в своем доме, окруженном садом. Состояние он тратил на благотворительную деятельность, чем прославил себя и должен был остаться в памяти потомков. В 1860 году он с Д.М. Плешановым и во главе с И.И. Храниловым предпринимает первый в истории Ростовского Кремля серьезный ремонт его зданий на собственные средства. Эти работы помогли памятникам продержаться еще два десятилетия.

По всей, видимости, после его ухода от дел торговых, он создал или курировал работы Ростовских иконописцев, которые работали в различных уголках России.

В 1867 году, спустя два года после его смерти, портрет был передан в Ростов Великий его сестрой Александрой Дмитриевной Каретниковой и был помещен в зал городского общества, "чтобы он всегда напоминал гражданам личность человека, столь пекшегося об общественном благе". Написан он был ростовским художником А.Ф. Крыловым (1805-1867) в 1867 году. Сейчас портрет принадлежит Ростовскому музею, недавно он был отреставрирован /2/.

Письма раскрывают перед нами некоторые подробности заказов на иконописные работы и показывают взаимоотношения в мире иконописцев, их подрядчиков и благотворителей.

Михаил Александрович Хлебников, активно занимаясь благотворительностью, был достаточно влиятельным человеком в этой среде. На протяжении ряда лет он поддерживал деньгами, уделял большое внимание семье и, прежде всего, больной матери Романа Федоровича Виноградова.

Очевидно, именно Михаил Александрович Хлебников познакомил одаренного, но неизвестного художника Виноградова с Каретниковыми.

Более ранние работы Виноградова связаны с селом Тейково и Каретниковыми. В кассовых книгах на протяжении 1841-1850 годов встречаются записи по оплате портретов и живописных работ в храмах села Тейково:

"2.09.1846 г. Роману Федоровичу живописцу 36 р. 50 к.

2.10. За рисунки Августу Павловичу 102 р. 55 к.

16.10. За портреты Подписалса 50 р. 75 к.

3.11. Роману Федоровичу разделить живописцам и уборщикам 193 р.

20.07.1847 г. Иконописцам 27 р. 50 к.

31.01.1848 г. За рамы для Картины 35 р.

1846 г. Роману Федоровичу дано ему денег работа в церкви: октябрь 6 дано 52 р. 50 к.

ноябрь 3 дано 193 р.

1847 г. январь 9 дано 25 р." /3/.

С Василием Степановичем, Юлией Ивановной и Александрой Дмитриевной Каретниковыми Виноградов сохранил теплые отношения. Каретниковы навещали художника в Ростове и Петербурге. Художник посещал лавки Каретниковых, информировал о промышленных выставках и статьях в журналах. После работы в Тейкове начинается творческий рост художника, он становится вольнослушателем Академии Художеств и выполняет ряд крупных заказов в Ростове. Очевидно, не последнюю роль в становлении художника сыграл Михаил Александрович Хлебников, к которому художник обращался: "Высоко почтеннейший наш покровитель Михайло Александрович", "добрейший, почтеннейший отец", "мой бесценный благодетель, за все Ваше доброе - и милостивое Ваше внимание, и не забуду до конца моей жизни. Прошу Вас, мой бесценный, не лишать меня Вашего милостивого и доброго внимания. Письмо Ваше, писанное Вами, я храню и буду хранить вечно", "Честь имею быть с моим нижайшим почтением, искреннею преданностью, вечно почитающий Вас. Академик Роман Виноградов", "Остаюсь душою преданный, почитающий вас, навсегда покорный слуга, академик Роман Виноградов" /4/.

Основная часть писем относится к периоду работы Романа Виноградова в Троице-Сергиевой лавре. В августе 1858 года художник заключил контракт на живописные работы, о котором с гордостью пишет: "Дела мои в Лавре, Слава богу, очень счастливо хороши. Наместник очень рад моему приезду и радушно меня ласкает, говорит, что за сим мог я Вас заучить и просит успокоить его на счет стенной фрески; кажется, бог даст успех мне получить дела на 30 тысяч рублей серебром; но и Лавре это поведет меня далеко. Смету сделал, но теперь начинаю пробу делать я сам, если звался, и дня в три кончу, тогда уже и крашению. Как будет успех, я тот час напишу Вам; и мне очень желательно приехать к Вам в Нижнее…". Работы в Лавре предстояли длительные и неспешные ("И у Сергия работа несрочная") /5/. Виноградов практически постоянно проживает в Петербурге, бывая в самом монастыре наездами. "Дела меня вскружили и озаботили, по приезду в Петербург я дня не имел покою, все нужно было быть и следить за делами, которых оказалось много, и я почти постоянно живу в Питере, у Сергия бываю понемногу" /6/.

За работы в Троице-Сергиевой лавре Роман Федорович Виноградов получил звание академика. К весне работы в Лавре тяготят художника, к тому же "с монастыря плохо получаются деньги, у них какое-то во всем неустройство". В письме от 5 марта 1859 года он напишет: "В Сергеевой Лавре дело еще ничем нерешено до весны, сказывала Полторацкая, ей говорил Архимандрит, и мне следует побывать, но не знаю когда, я в настоящее время неволен в назначении времени, а как велят обстоятельства, которых очень много: но и дело в Лавре оказывается для меня не совсем лесным, более есть виды завидные" /7/. С этого времени заказы на фресковую роспись и образа сыплются на академика, как из рога изобилия. В это время на территории монастыря на частные средства возводятся храмы.

Графиня Кушелева

Церковь во имя святителя Григория Богослова расположена в северо-восточной части монастыря. Эта каменная церковь построена в византийском стиле. Длина ее 11,5, ширина 4,5 сажени. Строил ее известный архитектор времен царствования Николая I Андрей Иванович Штакеншнейдер. Он был архитектором дворцов Великих Князей Михаила и Николая Николаевичей. В последнем в 1909 г. был расположен Ксениинский Институт. Храм этот сооружен на средства графини Екатерины Дмитриевны Кушелевой, урожденной Васильчиковой. Храм построен над могилой ее супруга, графа Григория Григорьевича Кушелева. Освящен он 11 мая 1857 г.

В августе 1858 г., работая в Лавре, Виноградов знакомится с графиней Кушелевой. Сразу же была достигнута договоренность на работы художника, но дело не обошлось без интриг. В ноябре художник информирует Хлебникова: "Теперь я рисую сам план для церкви Кушелевой графини по ее приказу, на будущей неделе надеюсь получить у нее в церкви интересную работу фресковой живописи, она то, быть может, будет помогать мне… Как скоро получу дело Кушелевой, то необходимо должен немедленно ехать в Ростов за мастерами на две работы, у Кушелевой к маю кончит надо, она в июле едет за границу с княгиней Марией Николаевной: очень хочется получить эту работу" /8/. Однако, к работам Виноградов не приступил и в декабре, в письме от 16 декабря он пишет Хлебникову: "Извините меня, что я Вам так долго не писал, много было хлопот, разъездов, рисовал. Рисунки графини Кушелевой, ей понравилось, и мне тут крепко мешали, при ней подкупленные иконником Пошехоновым и я, было поколебался, и писал Полторацкой, но она не успела писать Кушелевой, как бог устроил по-своему. Я догадался, что графине много не передано, написал ей письмо очень не дурно. На другой день она приехала к Сергию с князем Барятинским и генеральшей Батуриной; увидавши меня, благодарит очень за ето, и говорит, что зачем раньше не написал я ей. Сказала при всех, что Вы скоро начнете у меня работу в церкви, в том будьте уверены, и были очень ласково-внимательны; дело теперь вот за чем" /9/. Работы в церкви Кулешевой продолжались до лета 1859 года /10/. Приветливо-ласковое отношение графини обеспечило Виноградова еще рядом заказов на росписи в церквах Баратынских /11/.

В одном из писем о ней он напишет: "Эта чудо, что за особа и со связями, но как добра редкостно" /12/.

У академика Романа Федоровича Виноградова появляется возможность полного оформления церкви Благовещения, что на Васильевском острове.

Благовещенская церковь в Петербурге. Современный видБлаговещение

В письмах Романа Виноградова предстает хроника строительства Благовещенской церкви в Санкт-Петербурге.

"1858 годы 21 ноября Сергеева Пустынь.

У Благовещения со всеми дело решено, на будущей неделе начну работать образа, дело очень полезное - и видно оно меня поставит на вид в Питере, и я решился уважить просьбу комитета - сделать внутри церкви картины фрескою, что почти и надо для меня, оно и тяжеленько, но что делать - уступил этим за туже цену. Денег мне вперед никаким родом нельзя дать, дело как казенное и формою производится, на первой раз мне будет тяжело до марта, по окончании образов выдано будет 2000 и так по заработке буду получать".

"У Благовещения дело идет в пользу. Завтрашний день надеюсь заключить контракт, велено строго мне явится завтра в комитет церковный. Бог приведет покончить это дело, и я тогда должен ехать буду в Ростов… Дела мои и все очень хорошо; образа от Благовещения привезли, и приступили к делу".

"1859 27 января Сергиева Пустынь, С.-Петербург.

Благовещенская работа начата и успешно идет, пишу образа в три иконостаса - и все благополучно".

"5 марта 1859 год. Сергеева - Пустынь С. Пет.

К благовещению образа успешно идут, будет тепло, и стены начнем писать в церкви. Знакомство у меня сильно расширяется с интересными полезными лицами".

"1859 года 19-го мая С. Пет.

...Работы очень много, и самому, годы не для тщеславия и репутации я должен не меньше самого Исакия выдержать, будут смотреть и крепко анализировать, так приготовилось. Это в церкви Благовещения. Мастера съехались мои знакомые и очень дельные… человека четыре, в церкви работу лечить начали числа 15. На этот счет я насилу успокоился, и надеюсь с помощью божьей, дело пойдет, не стесняя" /13/.

История оказалась милостива к художнику. Фрески Благовещенской церкви Санкт-Петербургской епархии можно увидеть и ныне. В ходе реставрационных работ в 1998 г., почти на всех стенах храма второго этажа раскрыты большие фрагменты живописи как на библейские сюжеты, так и на церковные праздники. Фрагменты стенной живописи представляют собой обширные плафоны и панно в орнаментальном обрамлении. За первым перекрытием 1930-х годов можно видеть сюжеты, посвященные престольному празднику главного алтаря верхнего храма, Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. Это редкие иконографические сюжеты. На южной стене - Обретение Креста Господня в 326 г. Св. Равноапостольной царицей Еленой. На северной стене - возвращение Животворящего Креста Господня из персидского плена. Над обоими сюжетами фигуры евангелистов, также в орнаментальном обрамлении. На западной стене - фрагмент Несения Креста, большая часть изображения утрачена, так как в 1930-е годы пробит дверной проем и сохранились лишь фигуры воинов, выше - изображения двух ангелов, как бы взирающих на происходящее действо, - все в орнаментальном обрамлении. Манера живописи - позднеакадемическая, с чертами русско-византийского стиля, орнаменты (геометрический и растительный) выполнены в том же стиле, само качество, по мнению специалистов, высоко профессиональное. Живопись находится в сравнительно хорошем состоянии, выполнена в середине XIX в., автором, вероятнее всего, был известный мастер церковной настенной живописи академик Роман Федорович Виноградов (ум 1874 г.).

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г., здание храма получило статус памятника архитектуры республиканского значения. Первое богослужение было совершено в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1992 г.

Князь Кочубей

Другая церковь, строившаяся в Троице-Сергеевой лавре в то время - каменная, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Длина ее 12, ширина 8,5 сажен. Построена она по проекту профессоров архитектуры Романа Ивановича Кузьмина и Юлия Андреевича Боссе на средства князя Михаила Викторовича Кочубея над могилой его супруги, Марии Ивановны, урожденной княгини Барятинской. В основу проекта был положен план Флорентийского храма. Академик Роман Федорович Виноградов очень надеялся получить работу по живописным работам в Покровском храме. Хотя ситуация по работам была непростая.

На начало 1859 года все работы в церкви были завершены, но краска росписи начала осыпаться, для разрешения ситуации было решено, как пишет Виноградов, "…созвать совет, из первостатейных академий, и знатоков, отсудить вину дела, и хочет (Кочубей) вновь писать живопись стенную, и как видно жребий падает на меня: но я упираюсь - и посмотрю, чем это все кончится, тогда опишу Вам - и Вам совет мне будет так" /14/.

Михаил Хлебников настойчиво советует, художнику работу не брать. Однако в марте 1859 года, прельстившись милостью известных людей - знаменитого архитектора Тона, ректора академии художеств Бруни, делает пробы. Вот так он сообщает об этом своему высокому покровителю: "Мой добрый покровитель, как хотите, так и думайте, а судьба делает по-своему, неожиданно и на переворот. Вы писали не брать мне дела у князя Кочубея, я твердо его исполнял, выбросил из головы, не то, что старался, но и удалялся и вышло не так; дело я еще не получил, но получу, еже ли, только захочу, даже, пожалуй, и не надо, но приступ очень важен к нему дороже десяти таких стенных живописей для меня, но даже и для многих художников, интересно и завидно. На первой недели поста в субботу /чего я ждал с месяц/ приезжает суд по церкви Кочубея, но он частной, и главной весь тут, и шла всего, князь Кочубей, Бруни - ректор академии, знаменитый Тон и призвали меня, решили дело, и меня просили помочь горю, я удостоился этой чести был согласен, сделал образцы два по совету общему и знать тогда цену всему. Все эти три лица так ко мне были внимательны и ласковы, я не знаю, как благодарить бога" /15/.

Роман Виноградов даже составляет смету на работы. "Вот условия моя сумма только поправить же 14500 руб. задатку 3000 рублей, а даже по заработке, и 2 тысячи получить после конца через год" /16/. Объясняя свое решение, художник писал: " В конце вашего прекраснейшего письма много вы пишите, правда, что трудно биться без связей и средств, против сильных врагов и добиться громкой известности. Это было 14 число, надеюсь на бога и вас. Без вас мне было бы очень тяжело жить на свете".

Ситуация разрешается только к середине мая и вовсе не так, как можно было прогнозировать. "Кочубея работа сконфузилась, и, слава богу, по совету Тона я не взялся, а то бы запутался. Для Кочубея мои условия очень тяжелы, без чего мне не советовали и дело вести два, а у него денежные критические обстоятельства и он тихонько уехал заграницу от кредиторов. Работу по суду принудили докончить Пошехонову, по согласия Кочубея в четыре года, все привести в порядок и сдать в настоящем… за неуплаченную сумму Кочубеем 5400 руб. Денег до конца не получать ни копейки, а получить по окончании в 5-й год в конце, когда год простоит верно его правка и старая, но буде же окажется по освидетельствованию непрочность где либо, то лишен всех прав Пошехонов. Архимандрит очень обижен, что досталось не мне и не хочет его принять от Кочубея в таком сомнительном виде. Меня ругают, что я показал пробами как это делать, но, надеюсь, они не поймут всего, а так уважает, и для его сделал доказательство и удовольствие, это для меня очень интересно" /17/.

Освящена церковь 4 августа 1863 г. Конфликтная ситуация по Покровской церкви радует академика Виноградова, его заметили и оценили архитекторы ведущие активное строительство церквей в Москве, наконец-то уязвлен и возможно, будет отстранен от работ давший недруг живописец Пошехонов, автор росписи Исаакиевского собора.

Роман Виноградов гордится своим секретом фресковой живописи, к нему обращаются с просьбой дать мастеров, чтобы "писать его секретом" /18/.

Идет 1859 год, академик живописи Роман Федорович Виноградов полон радужных надежд. Он надеется на работу с Тоном в Спасском соборе в Москве, его зовет Федор Зубков на оформление Вознесенского храма в Иваново-Вознесенск, приглашают на реставрацию стеновой живописи в Ипатьевский монастырь в Кострому. Нам неизвестно, работал ли Виноградов в этих храмах, и чей метод использовался при работе фресковой живописи. Михаил Хлебников рассудил иначе и поступил очень жестко. Из последнего письма:

"Ростов 6 июля 1863 г.

Милостивый Государь Михайло Александрович!

Сего числа я еду в С. Петербург, желая проститься с Вами, все может случиться, но лично мне быть у вас не доступно, и я этим не хочу вас беспокоить, при всем желании и привязанности к вам в бытность мою здесь слышал о себе разных нелепых слухов, и сколько знаю из хороших источников, вы обнаружили свой характер во мнении невыгодном, чего я жалею, стараюсь защищать.

Правда вы мне с 8 ноября причинили большой вред и достигли вашего желания и… так успешно, что мне следующих за работу не будет заплачено денег, за это бог с вами, я не ропчу и не хочу жаловаться ни кому, к терпению я привык; но жалко того и чего это возникло право обидно и не простительно здравому смыслу вредить маленькому человеку, так это вовсе нечеловечески.

Будьте уверены, я буду жить, как бог благословил и дорога широкая, и никогда вам не подумал пожелать зло, поверьте, я не сержусь, зная ваш характер верно и ясно, а высказываю здесь то, что чувствую и, то, что вы уже успели сделать. Фреску вашего изобретения открывайте и сообщайте кому вам угодно, это мне ни тени не принесет вреда, я вполне в этом убежден, в точном успехе и вполне знания мною сего дела пусть достигает и практически изучает этот трудный и важный предмет, кто хочет и кто ценит дело доброе и полезное. Только очень трудное достигнуть всех данных и слова фрески.

С моей стороны я ни на что не ропчу на то и на другое. Примите от меня искреннее желание вам доброго здоровья и всякого благополучия, и чтобы я слышал о вашем здравии. Прибываю навсегда с житийным почтением и уважением Ваш покорный слуга. Враги мои недоброжелатели низкие торжествуют, и в ком я не подозревал этого льстили, теперь ясно обнаружили низкие свои души, но я смотрю на это все другими глазами. Прощайте" /19/.

На этом переписка Романа Виноградова и Михаила Хлебникова обрывается.

Примечания

1. С ростовскими купцами Хлебниковыми Каретниковых связывают несколько родственных связей. Каретниковы породнились с Хлебниковыми в 1790-х г.г., когда дочь Ивана Петровича Каретникова Анна была выдана в замужество за ростовского купца Александра Алексеевича, сына Хлебникова.

2. Обращение из Ростова.

3. ГАИО, ф. 12, оп. 1, д. 1А. Расчетная книга 1836-1838 г.г., л. 49, 55, 57, 59, 86, 108, 125.

4. ГАИО, ф. 12, оп. 1, д. 1292.

5. ГАИО, ф. 12, оп. 1, д. 1292, л. 25 и 25 об.

6. Там же, л. 29 и 29 об.

7. Там же, л. 41 и 41 об.

8. Там же, л. 30.

9. Там же, л.33.

10. Там же, л. 41.

11. Там же, л. 33 и 33 об. "Князь Цыцыанов (Цицiановъ) ездил в афонскую гору и снимал рисунки со всех древностей живописи и замечательной для графини, он приехал недавно, то графиня и сказала мне, что я спрошу князя Ц, когда ему свободно меня принять и заняться выбором рисунков и колора общей церкви, мы с князем займемся выбором, тогда и приступлю я к делу; после выбора мы будем с князем у графини. Эта работа мне много доставит пользы. Эта чудо, что за особа и со связями, но как добра редкостно. Князь строить хочет новую церковь (Барятинский). Я очень радуюсь этому и граф: многим при дворе и царской фамилии пояснит, что я знаю".

12. Там же, л. 33.

13. Там же, л. 29, 41.

14. Там же, л. 39.

15. Там же, л. 41.

16. Там же, л. 44.

17. Там же, л. 44.

18. "Я получил известие из лавры Троицкой, надеюсь еще получить: пишут мне, и не знаю что такой, но я разузнаю, что это значит, пишут, что дело все не решились отдавать в Успенском соборе, а по частям и что неугодно ли мне только доставлять мастеров 5 или 6 чело: в лето для занятия - и моим секретом писать, за каждого получать мне по 60 руб. серебром, а мне ничего" (л. 40). "Я написал, что я никак не могу на это решиться, на таких кондициях, при связях моего дела и моей настоящей обстановки".

19. Там же, л. 56.

Галина Карева (2005 г.)

Иллюстрации

А.Ф. Крылов. Портрет М.А. Хлебникова. 1867 г.

Благовещенская церковь в Санкт-Петербурге. Современный вид.


© "Литос-КЛИО"