Школа-музей "Литос-КЛИО". Музей камня г. Иваново

Школа-музей "Литос-КЛИО"

Музей камня

Планетарий

Общество любителей камня

Экспедиции

Публикации

Астрономия

Метеориты

Краеведение

Мегалиты, культовые камни и сооружения

Языкознание и литературоведение

Фотоальбом

Мир глазами любителей камня

Выставки

Коллекции

Библиотека

Юмор

Форум

Ссылки

Новости

Объявления

 

Астрономический анализ картины Г. Нисского "Первая звездочка"

Георгий Нисский в мастерскойНа картинах многих художников-пейзажистов изображены астрономические объекты, события или явления. В качестве примера можно привести имена Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Николая Рериха, Винсента ван Гога, где встречаются луна, кометы, затмения, звезды и целые созвездия. Один из основателей "сурового стиля", советский художник Георгий Григорьевич Нисский (1903-1987), кроме любимых им кораблей, железной дороги, паровозов, шоссе, мостов и самолетов, на своих индустриально-природных пейзажах запечатлевал также заходящее солнце, лунный серп и звезды. В конце 1950-х годов Нисский создает множество эскизов и картин с вечерними и ночными пейзажами, зачастую повторяя и дорабатывая один и тот же сюжет в нескольких картинах.

Написанная в 1957 году акварелью и гуашью по бумаге картина "Первая звездочка" (18,8х20,4 см /1/, по другим данным 23х29,5 см /2/) и хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, имеет более поздний вариант, 1958 года, под названием "Ночка" /3/ (56х48 см, хранится в Министерстве иностранных дел РФ /4/). Обе картины отличаются в основном деталями: расположением и количеством деревьев, лесом на дальнем плане. Но есть у них общее - яркая белая звезда высоко на темнеющем небе.

Рассмотрим картину "Первая звездочка" подробнее.

Г. Нисский. Первая звездочка. 1957Перед нами зима. Скорее всего, поздняя - снега довольно много. На переднем плане - типичные в изображении Нисского высокие сосны (или ели), одинокая сухая, без пышной кроны, береза, голые кусты. Вдали за полем - кромка леса. Название "Первая звездочка" говорит зрителю, что на картине представлен вечер, когда после захода солнца появляются первые звезды. Справа внизу, у горизонта, небо чуть розоватое. Тени от деревьев и снежных сугробов лежат справа налево, чуть вдаль. Следовательно, закатное солнце справа за спиной у зрителя. В конце зимы солнце садится в умеренных широтах (судя по хвойным деревьям и полям широты однозначно умеренные; к тому же Нисский в эти годы часто пишет подмосковные пейзажи) между юго-западом и западом, в марте - почти на западе. Поэтому яркая звездочка высоко в небе видна на противоположной стороне от заката, то есть на востоке, чуть к югу.

Можно ли установить, какое небесное тело изображено на картине? При заходящем солнце (мы видим длинные тени от деревьев) звезды, появляющиеся на вечернем небе, крайне редки и не столь яркие. Однако тени на снегу можно принять за лунные, от восходящей полной луны. На это намекает и общая цветовая гамма картины. Если это светит восходящая полная луна, расположенная справа сзади, тогда слева под звездой должна быть заря - солнце заходит на противоположной стороне от восходящей полной луны. Но мы этого не видим. Если принять розовый оттенок неба справа у горизонта за зарю от зашедшего солнца, то луна должна восходить не справа сзади, а слева сзади, что противоречит пролегающим теням. Столь яркая звезда не может быть собственно звездой по указанным выше причинам - это однозначно планета. Но планета от зашедшего на западе или юго-западе солнца, если сзади, то есть на северо-востоке или востоке, светит полная восходящая луна, должна быть слева, у самого края или даже за краем картины. Что противоречит расположенной высоко в небе, по центру картины, планете. Следовательно, несмотря на "лунную" гамму картины, речь идет о заходящем справа сзади солнце, планета же видна на востоке.

Какая планета изображена художником? Такими яркими и белыми могут быть только Венера и Юпитер. Сатурн гораздо тусклее, а Марс имеет ярко выраженный красноватый оттенок. Венера же никогда не отходит от солнца дальше 48 градусов, то есть должна быть расположена визуально рядом с солнцем, недалеко от него и по факту - справа сзади от зрителя (художника), если у нее вечерняя видимость. Остается Юпитер, что вполне реалистично с астрономических позиций: Юпитер в данном случае находится в противоположной от солнца стороне неба, а значит - близок к противостоянию.

В левом нижнем углу картины стоит автограф художника "ГН 57". Число означает год написания. Проверим, какие были условия видимости Юпитера в конце зимы 1957 года. Определить это можно с помощью любой программы-планетария, например, StarCalc или Stellarium. В это время действительно Юпитер был близок к противостоянию, но восходил на широте Москвы через 2,5 часа после захода солнца, что не очень совпадает с картиной, где Юпитер стоит довольно высоко уже при садящемся за горизонт солнце. Но вот для конца февраля предыдущего 1956 года картина полностью совпадает с астрономической ситуацией: солнце зашло на западе, в той же стороне светят яркая Венера, от которой могут образовываться тени, и растущая луна (16-19 февраля), а Юпитер с блеском минус 2,5 уже стоит на востоке, высоко над горизонтом. Для конца февраля 1955 года совпадение еще лучше - Юпитер при заходе солнца стоит гораздо выше над восточным горизонтом, чем в 1956-м.

Г. Нисский. Ночка. 1958Получается противоречие. Картина "Первая звездочка" написана в 1957 году, ее другой вариант, "Ночка", - в 1958 году, но изображение соответствует февралю 1956 года. В данном случае могут быть два решения.

Первое. Картина, по образцу других известных полотен Нисского, имеет, как мы выяснили, не один вариант. Только картина "Над снегами" нам известна в трех вариантах. "Станция Подсолнечная" (она же "Полустанок") - тоже как минимум в трех вариантах с эскизом. В двух вариантах и "Февраль. Подмосковье". Иногда варианты отделены друг от друга годом или несколькими годами. Можно предположить, что существует некий ранний вариант "Первой звездочки", относящийся к 1956-му или даже 1955 году. Однако в списке произведений Г. Нисского, приведенном в монографии М. Киселева "Георгий Нисский" /5/, написанные в эти два года картины со схожим по смыслу названием отсутствуют. Возможно, что первоначальный эскиз просто не сохранился или не был учтен в каталогах работ Нисского. Но известно, что Нисский часто писал в мастерской, по памяти, не на натуре. Тем более, зимней ночью в поле или лесу писать картину довольно затруднительно по понятным причинам.

Поэтому предлагается второе решение: Нисский написал "Первую звездочку" через определенный промежуток времени после самого созерцания художником вечернего зимнего пейзажа, то есть через год. Либо Нисский писал эту картину достаточно долго, с весны 1956 года и закончил лишь в 1957 году. В качестве примера "долгоиграющих" картин Нисского можно вспомнить полотно "В пути", над которым художник работал несколько лет, с 1958 по 1964 год, хотя оно довольно простое по наполнению: паровоз, мост, несколько человеческих фигур. Но техника исполнения картины "Первая звездочка" - гуашь и акварель по бумаге - не предполагает долговременной работы. Следовательно, предположение о написании картины через год после наблюдения более вероятно.

Подведем итог. Картина Георгия Нисского "Первая звездочка" (как и второй ее вариант "Ночка") отображает реальную астрономическую ситуацию поздней зимы 1956 (или даже 1955) года, причем этой звездочкой на картине является планета Юпитер. Для уточнения решения необходимо выяснить историю написания картины. Георгий Нисский был очень наблюдательным художником с отличной памятью. Астрономических ошибок на его полотнах крайне мало, что как раз и доказывает картина "Первая звездочка".

Примечания

1. Киселев М.Ф. Георгий Нисский. М., Изобразительное искусство. 1972. С. 162.

2. https://vk.com/id288610245?z=photo-39764942_457253684%2Fwall288610245_1430

3. Халаминский Ю. Георгий Григорьевич Нисский. М., Изд-во Академии художеств СССР. 1961. С. 72. Репродукция картины опубликована в книге в черно-белом варианте.

4. Киселев М.Ф. С. 154.

5. Киселев М.Ф. С. 146-166.

Сергей Беляков (2024 г.)

(Статья опубликована также в журнале "Небосвод" №5/2024)


© "Литос-КЛИО"