|
Астрономический анализ картины Г. Нисского "Аэродром" В октябре 1961 года в Москве состоялась Всесоюзная художественная выставка, приуроченная к XXII съезду КПСС. Творчество известного советского художника Георгия Григорьевича Нисского (1903-1987) было представлено картиной "Над снегами" (100х187) и триптихом, включающим три картины: "Подмосковная ночь" (210х125), "Аэродром" (150х210) и "Коломенское" (210х125) /1/. Все части триптиха написаны в 1961 году. Повторно триптих в полном составе экспонировался в 2018-2019 годах на выставке "Нисский. Горизонт" в не существующем ныне Институте русского реалистического искусства /2/. Картины триптиха достаточно разнородны и неоднократно подвергались критике искусствоведами, однако их объединяет тема авиации. На темном небе "Подмосковной ночи", среди крон мрачных силуэтов сосен и елей виден низколетящий самолет с белыми бортовыми огнями. Желто-голубое небо с доминантой церкви Вознесенья Господня на картине "Коломенское" прорезают два конденсационных следа от высоколетящих реактивных самолетов. Картина "Аэродром" изображает будничную работу гражданского аэродрома, скорее всего подмосковного, так как остальные части триптиха посвящены столице и окрестностям. На переднем плане картины "Аэродром" видна легко узнаваемая хвостовая часть первого в Советском Союзе пассажирского реактивного самолета "Ту-104". Самолеты этой модели эксплуатировались с 1956 по 1979 год, его военные модификации - до 1986 года /3/. Обозначенный на картине бортовой номер СССР-42423 действительно принадлежит реактивному самолету этой модели, только в улучшенной модификации "Ту-104Б" /4/. Во время написания картины он эксплуатировался 134-м авиаотрядом (г. Иркутск) Восточно-Сибирского ТУ ГВФ (1959-1963 гг.) и предназначался для дальних перелетов. В 1978 году самолет уничтожен. Под самолетом мы видим двух мужчин в форме и одну женщину в светлой юбке (или кофте поверх светлого длинного платья). Справа на картине изображена передняя часть четырехмоторного турбовинтового пассажирского самолета "Ил-18" (выпускался с 1957 года) /5/. Бортовой номер художником оставлен за рамками картины. Сам самолет находится в стадии техобслуживания - на крыле видны две человеческие фигуры. За хвостом первого самолета виден еще один самолет - взлетающий "Ту-104", за которым тянется конденсационный след. На дальнем плане, на рулежной дорожке - небольшой силуэт самолета, скорее всего также "Ту-104" (различимы прижатые к фюзеляжу два двигателя на крыльях). В небе - конденсационный след высоко летящего реактивного лайнера. Кроме того, на картине изображены также лес, служебные аэродромные строения, заходящее за горизонт солнце, окрашенные зарей облака и тонкий лунный месяц слева вверху. Можно ли определить, писал Нисский картину с натуры или перед нами чистая фантазия? Вероятность того, что картина написана с натуры по эскизам (а вживую такое большое полотно писать затруднительно), очень высока. За это говорит, во-первых, реальный бортовой номер самолета, принадлежащий существовавшему "Ту-104Б". Во-вторых, солнце на картине имеет размер немного больший, чем луна. Здесь сыграл эффект визуального увеличения диаметра светил, находящихся низко у горизонта. Действительно, глазу кажется, что солнце или луна, когда они низко над горизонтом, немного крупнее, чем когда находятся высоко в небе. Фотографии светил показывают, что это всего лишь до сих пор до конца не объясненная зрительная иллюзия, а светила имеют одинаковый угловой диаметр. В-третьих, на картине различим пепельный свет луны, когда неосвещенная солнцем сторона естественного спутника нашей планеты подсвечивается Землей и потому различима на небе. Все эти тонкости однозначно подтверждают то, что художник видел этот пейзаж на самом деле. Следовательно, возможно определить, когда это произошло с точностью до дня. Для этого проанализируем изображения небесных объектов на картине. Открытие выставки в Москве состоялось 16 октября 1961 года /6/. Значит, картина написана до этой даты. Высоко над горизонтом тонкий серп луны во время захода солнца может наблюдаться только весной, когда угол эклиптики на западе по отношению к горизонту максимальный. Летом и осенью эклиптика наклонена довольно низко, и потому луну можно увидеть только у самого горизонта. Так как солнце изображено Нисским из-за упомянутого выше оптического эффекта слегка увеличенным, примем угловой диаметр луны за единицу измерения. Он составляет половину углового градуса. Для определения высоты луны над горизонтом проведем вертикальную линию от центра лунного диска к линии горизонта. Использование прямых линий при геометрических построениях допустимо ввиду небольших угловых расстояний между объектами. Кроме того, необходимо учесть, что художник не чертил картину с угольником и транспортиром, а потому все полученные расстояния и углы приблизительны и требуют расчетных округлений. Использование линейного диаметра луны как единицы измерения расстояний на картине дает высоту луны над горизонтом (обозначим ее h) приблизительно 10 градусов. Аналогичное построение линии от центра лунного диска до центра диска солнечного, совпадающего с линией горизонта, показывает это расстояние (обозначим его а) в 15 градусов приблизительно. Окологоризонтная рефракция автоматически учитывается современными программами-планетариями, а потому поправку на нее мы делать не будем. Тогда из определения синуса угла мы можем установить величину угла "луна - солнце - люди" (обозначим его α) в 40 градусов. 15 градусов между солнцем и луной показывает нам, что новолуние было за сутки или чуть больше от запечатленного на картине момента (суточное смещение луны по небу - около 13 градусов). Желтые тона заката не показывают истинного цвета леса в левой части картины. Однако трава имеет явно светло-зеленый оттенок, женщина одета довольно легко, а вечерняя луна стоит высоко над горизонтом. Все это характерно для весны или начала лета. Проанализировав с помощью программы-планетария Stellarium небесную картину для весенне-летних месяцев и сопоставив ее с творением художника, мы сможем (или не сможем) определить точную дату. Подобная ситуация на подмосковном небе, когда солнце наполовину скрылось под горизонтом, а луна наблюдается в виде тонкого месяца (толщину месяца художник может и преувеличить в связи с техникой рисования) на первый-второй день после новолуния наблюдалась в следующие даты: 18 марта 1961 года: h = 17º, а = 24º, α = 45º, азимут солнца = 269º 16 апреля 1961 года: h = 10º, а = 18º, α = 33º, азимут солнца = 289º 16 мая 1961 года: h = 11º, а = 24º, α = 27º, азимут солнца = 307º 15 июня 1961 года: h = 8º, а = 28º, α = 17º, азимут солнца = 317º Как видим, из четырех установленных дат к нашим требованиям (h = 10º, а = 15º, α = 40º) наиболее близка дата 16 апреля 1961 года (новолуние 15 апреля 1961 года в 8 часов 37 минут по московскому времени - определено по программе StarCalc). Месяцем ранее луна стояла слишком высоко над горизонтом, а в предыдущий день, 17 марта, была еще плохо различима на светлом закатном небе, располагаясь близко к солнцу. Кроме того, в марте в Подмосковье на полях и в лесу еще лежит снег. В мае высота луны над горизонтом близка к той, что на картине, однако луна от солнца удалена достаточно далеко, почти в полтора раза дальше необходимого. К тому же угол α был небольшим. В июне же угол уменьшился еще больше, а расстояние между луной и солнцем увеличилось. В последующие летние и осенние месяцы высота луны над горизонтом h и угол α неуклонно снижаются. Интересно сопоставить изображенную на картине "Аэродром" погодную ситуацию с реально наблюдаемой. 16 апреля 1961 года в Москве и окрестностях было довольно прохладно: днем около +12 градусов, ночью - около +5 градусов. Количество осадков составило 2,5 мм /7/. Причем три дня до этого осадков не было, а в последующие дни (19 и 20 апреля) их было до 4 мм, то есть было пасмурно и шли небольшие дожди. Именно на предстоящую пасмурную и дождливую погоду указывает пепельный свет луны на картине (пепельный свет заходящей луны ярче, когда на западе от места наблюдения расположен обширный облачный фронт, который подсвечивает темную сторону спутника) /8/. Следует также сказать, что с 13 по 16 мая в окрестностях Москвы шли дожди (до 20 мм), а в последующие дни было тепло и без осадков /9/. Есть ли возможность установить, какой именно аэродром изображен на картине? Будем исходить из условий, что аэродром подмосковный, пассажирский и довольно крупный, чтобы принимать реактивные лайнеры типа "Ту-104". Для 16 апреля 1961 года азимут заходящего солнца, как было установлено выше, составляет 289º, то есть солнце садится на западе, в 20 градусах к северу. Поэтому взлетающий самолет, видимый позади хвоста "Ту-104Б", направляется на север. Следовательно, нам необходимо найти подмосковные аэродромы с меридиональной или близкой к меридиональной взлетно-посадочной полосой. Спортивные и военные аэродромы, в том числе преобразованные или расформированные, с учетом их истории, не рассматриваются. Из имеющихся гражданских аэродромов (аэропортов), построенных до 1961 года и способных принимать пассажирские реактивные самолеты, ни один не удовлетворяет требованию меридиональности ВПП ("Быково" принимал легкие самолеты типа "Ил-14" и "Ан-24" и имел широтное направление ВПП, чуть с отклонением западного края к северу; "Домодедово" открылся в 1962 году; в "Шереметьеве" ВПП широтная, с небольшим отклонением западного края к югу /10/), кроме аэродрома "Внуково". В современном "Внукове" две взлетно-посадочные полосы /11/. Одна расположена в направлении с юго-запада на северо-восток, другая с юга на север с небольшим отклонением к востоку. С 15 сентября 1959 года аэропорт принимал пассажирские рейсы на самолетах "Ту-104" по маршруту Москва - Омск - Иркутск (напомним, что "Ту-104Б" с бортовым номером СССР-42423, изображенный на картине Нисского, эксплуатировался иркутским 134-м авиаотрядом). На фотографии немецкой аэросъемки 1942 года можно увидеть старое расположение взлетно-посадочных полос "Внукова" /12/. Их тоже две с тем же, что и у современных ВПП направлением. Они соединены дугой на юго-западных концах, а на северо-восточных соединены вспомогательными и рулежными полосами. Сопоставим немецкую фотографию с картиной Нисского. Взлет по северной полосе осуществлялся на север, причем отрыв происходил незадолго до перпендикулярной полосы (точка 1 на фотографии). На картине мы видим уходящую вдаль полосу с силуэтом самолета. К ней слева, за "Ту-104Б", примыкает еще одна полоса, продолжающаяся направо, где стоит "Ил-18" (точка 2). Реактивный лайнер тогда расположен на южной узкой вспомогательной полосе (точка 3), а место художника, откуда он писал картину, расположено на траве в восточной части аэродрома (точка 4). Итак, анализ картины Г.Г. Нисского "Аэродром", входящей в триптих вместе с картинами "Подмосковная ночь" и "Коломенское", показывает, что на ней изображен вечер 16 апреля 1961 года на подмосковном аэродроме "Внуково". Учитывая большой размер картины (150х210 см), она могла писаться в мастерской по предварительным эскизам. Запечатленный астрономически достоверный пейзаж говорит о наблюдательности и отличной фотографической памяти художника. Примечания 1. Всесоюзная художественная выставка 1961 года. Каталог. М., изд-во «Советский художник». 1961. С. 23. 2. https://www.myvirtualmuseum.ru/text/moscow/irri/irri_nisski.htm 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-104 4. https://russianplanes.net/reginfo/36021 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-18 6. https://ru.wikipedia.org/wiki/1961_год_в_изобразительном_искусстве_СССР 7. http://thermo.karelia.ru/weather/w_history.php?town=msk&month=4&year=1961 8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пепельный_свет_Луны 9. http://thermo.karelia.ru/weather/w_history.php?town=msk&month=5&year=1961 10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Московский_авиационный_узел 11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Внуково_(аэропорт) 12. https://retromap.ru/show_pid.php?pid=17312 Сергей Беляков (2024 г.) (Статья опубликована также в журнале "Небосвод" №8/2024) |
© "Литос-КЛИО"