Новописцовский
мегалит как памятник истории и природы
В
полевой сезон 2008 года Ивановское
общество любителей камня и школа-музей
"Литос-КЛИО" продолжили работу над
сбором информации для каталога мегалитов
и мегалитических сооружений Ивановской
области (на данный момент
паспортизировано свыше сорока
мегалитических памятников). Объектом
изучения этого полевого сезона стал
большой камень-следовик, расположенный в
п. Новописцово Вичугского района.
Камень
находится в черте современного поселка в
районе улицы Маёвка (ранее - деревня
Колокольцово), на дне глубокого оврага.
Эрозионные процессы активно
продолжаются и по сей день, четко
читаются террасы, а дома по улице Маёвка,
с западного берега оврага, уже стоят в
опасной близости от его края. Поэтому
современное местоположение валуна вряд
ли является изначальным. Можно
предположить три варианта "траектории
движения" валуна.
1)
Валун находился наверху западного берега
оврага. Тогда по своим размерам он
действительно мог попасть в сферу
ритуальных обрядов раннего
исторического периода. Но в результате
эрозионных процессов (не исключена
возможность и низвержения языческих
идолов) камень "сполз" на дно оврага.
2)
Валун был вымыт ручьем, протекающим по
дну оврага, но изначально мог быть ближе к
дневной поверхности и двигался вместе с
грунтом вниз.
3)
Валун был вымыт из западного берега
оврага и раньше его надземная часть
возвышалась гораздо больше (что
подтверждает описания валуна местными
жителями), но в результате подвижек
грунта он перегородил путь ручью, и
вследствие намывания осадочных пород в
настоящее время происходит постепенное
погружение камня в землю - камень "тонет".
Типичный
моренный рельеф в районе поселка
Новописцово и специфичная форма валуна
прямо указывают на его ледниковое
происхождение. Такой серый гранит
характерен для горных пород Фенноскандии
и Карелии. Современные методы геологии и
петрографии позволяют точно
идентифицировать минералогическую "родину"
валуна и проследить пути его
передвижения.
Надземная
часть камня - полусферическая
неправильная возвышенность размерами
около 3,5х4 м и высотой около 1,6 м над
поверхностью земли. С северной стороны
камня имеются три неравные ступеньки,
искусственное происхождение которых
сомнительно. Почти на вершине камня
расположено вытянутое углубление,
заполненное влажным перегноем.
Согласно
сообщениям местных жителей, ступеньки
имеют искусственное происхождение, а их
количество изначально насчитывало
двенадцать или четырнадцать. Остальные
скрыты в земле за счет постепенного
погружения камня в землю. Поэтому можно
предположить, что наружная часть камня
составляет около 30% по высоте, и тогда его
предполагаемый размер может достигать 5 м
в высоту, что довольно сомнительно.
Легендарно-культовая
история камня достаточно богата, но
требует дальнейшего изучения. Валун
хорошо известен в поселке и является
местной достопримечательностью, которую
обязательно показывают приезжим и
рассказывают ее историю. Это
подтверждается тем, что о камне нам
сообщил ивановский школьник Костя Дёгтев,
который летом отдыхает здесь у бабушки.
Камень оберегается, регулярно очищается
от мха и снега. У камня есть и негласный
хранитель - учитель рисования местной
школы А.Н. Никольский, который раньше жил
в доме на самом краю оврага.
Среди
местных жителей распространено типичное
представление о происхождении мегалитов.
Не зная ледниковой теории (которая,
кстати, и в научном мире утвердилась
только во второй половине XIX века), но,
желая объяснить откуда появился столь
нехарактерный огромный валун, они
приходят к выводу, что он упал с неба.
Однако необходимо отметить, что
фольклорное метеоритное объяснение
происхождения больших камней относится к
позднему времени - к XIX-XX векам; на более
ранних этапах в народном представлении
камни растут из земли. То есть можно
предположить, что метеоритная версия
происхождения новописцовского мегалита
достаточно поздняя.
Что
касается отпечатка следа, то явно его
рисунок не прослеживается. Есть лишь
небольшая выемка, отдаленно по форме
напоминающая след. По сообщению
старожилов вода в углублении никогда не
пересыхает и считается целебной (типичная
характеристика следовиков). Но мы
обнаружили только влажный перегной,
возможно потому, что был июль, хотя в этом
году он был более чем дождливый.
По
сообщению местного жителя С.И. Морозова
раньше у валуна стояла часовня Параскевы
Пятницы, совершались службы и крестные
ходы от Новописцовской церкви, один из
престолов которой также был посвящен
Параскеве. Следы на камнях в более
поздней христианской интерпретации
часто приписывались либо Богородице,
либо Параскеве Пятнице. Но в народных
представлениях Параскева была "преемницей"
славянской богини плодородия Макоши. Об
этом писал еще Б.А. Рыбаков.
Попытка
"христианизировать" историю камня
прослеживается и в рассказе о двенадцати
ступенях. Как отмечалось выше, сейчас
читаются только три ступени и их
искусственное происхождение не
бесспорно.
Несомненно,
история почитания камня уходит в
дохристианскую эпоху. Имеются
подтвержденные местными жителями
сведения о существовании в окрестностях
еще двух культовых камней. Первый -
следовик, располагавшийся на берегу
ручья и уничтоженный в 1960-х годах при
строительстве дороги. Второй - так
называемый "глухарий камень" (по
сведениям С. Рогалёвой и рассказам
местного населения), валун с изображением
птичьей лапки. Более подробной
информации об этих камнях нам найти не
удалось.
Таким
образом, пока трудно делать какие-либо
выводы. Слишком мало информации,
необходимо провести исторические,
археологические, топонимические и
фольклорные изыскания. Но
предварительный анализ, проведенный в
процессе паспортизации новописцовского
мегалита, позволяет (пока только
гипотетично) говорить о мегалитическом
культовом комплексе в окрестностях
Новописцова.
Несмотря
на устоявшееся мнение о слабой
развитости мегалитической культуры в
нашем регионе, можно уверенно заявить,
что она была и продолжает существовать,
сменив языческие одежды на христианские.
На примере новописцовского валуна мы
видим интерес местных жителей к своему
наследию и культуре камня. Следует
тщательно оберегать и поддерживать эти
начинания. Этому может помочь признание
камня в Новописцове памятником истории и
природы.
Андрей
Лапыкин, Сергей
Беляков (2009 г.)
|