|
Палехский Перун На тихой зеленой улице Палеха лежит гранитная глыба. Случайный прохожий поначалу не обратит внимания - мало ли камней вокруг? Но, приглядевшись, отметит необычную форму валуна, похожего на человека. Или на топор?.. А затем вспомнит, что местная пресса иногда упоминает о некоем "палехском идоле", да в Интернете (если наш прохожий заглядывает в Интернет) появляются сообщения о бесхозном уникальном экспонате, достойном музея, - статуе бога-громовержца Перуна в знаменитом поселке Палех. Нынешний хранитель камня, художник Михаил Игоревич Ларионов говорит, что к нему часто приезжают энтузиасты-исследователи. Всем он рассказывает историю камня. Как он был откопан много лет назад при прокладке кабеля на улице Зубковых. Как его перенесли во двор музея, располагавшегося в бывшем Крестовоздвиженском храме. Как с приходом иных времен оказался неугоден новым веяниям и неуместен в церкви. Как скитался, подвергаясь угрозам уничтожения. И как, наконец, оказался там, где находится теперь. Ларионов оберегает камень, хочет сделать специальное укрытие от дождя и снега. А сохранять есть что. Ибо это не простой кусок гранита. Известный палехский искусствовед Виталий Тимофеевич Котов полагал, что камень явно обработан человеком. "Можно было заметить, - писал он в районной газете "Призыв" (1987 г.), - что этот камень с одной стороны тщательно округляли, с другой выравнивали плоскость, явственно рассматривались четыре грани". Котов в своих искусствоведческих очерках отмечал, что культ Илии-пророка в Палехе скорее всего связан с культом Перуна. Топор, на который похож палехский камень, является символом, атрибутом, громовым знаком этого языческого бога. Язычники поклонялись оружию: мечу, топору. "Таким образом, - рассуждал далее Котов, - камень с одной, округленной стороны представляет изображение человека (абстрактное), а с противоположной - топор". Решенные особым образом еще две боковые грани имеют также особый мировоззренческий смысл в славянском язычестве. Можно предполагать, считает Котов, что камень может быть изображением древнего Перуна. Однако, вполне возможно, что этот идол не славянского, не русского происхождения, а принадлежит другому, более древнему местному племени финно-угорской группы, например, мордве. А может ли наш идол сам рассказать о себе? Дело в том, что многие самодеятельные исследователи (а иных и нет - ведь строго научно камень никто до сих пор не изучал) обнаруживают на поверхности камня отдельные знаки и даже целые фразы! Конечно, время и погода сыграли свою разрушающую роль. Естественные трещины и углубления можно принять за надписи. Однако, не все так просто. Валерий Петрович Кунышин, фотограф, человек энциклопедических знаний, живущий ныне в с. Введенье, считает, что камень сей вообще гость в Палехе. Стоял он, вероятно, где-то недалеко от Шуи или в ней самой и был межевым знаком и своеобразной "гостевой книгой" проезжавших мимо людей, в которой оставлялись автографы на многих языках. Кунышин обнаружил на камне арабские, кириллические и рунические надписи, а также рисуночные изображения. Некоторые, как он считает, ему удалось расшифровать. В газете "Будни-2" (октябрь 2003 г.) Михаил Севрюгин приводит руническую надпись, якобы присутствующую на камне. Часть ее легко читается: "Арий Бус". Но обещанного продолжения статьи Севрюгина с окончанием надписи не последовало. К сожалению, мне самому не удалось полностью осмотреть камень. В настоящее время он лежит на земле, скрывая от посторонних глаз добрую половину своей поверхности. Но и открытая часть обнаруживает несколько явно просматриваемых петроглифов (надписей на камне). Один из знаков, около "шеи" Перуна, своими очертаниями совпадает с кириллической буквой П. Часть его немного "размыта", но два прямых угла не могут быть природного происхождения. Не первая ли это буква в имени Перун? Не есть ли это ярлык, этикетка, подпись? Два других знака расположены на "левом боку" и составляют цельную группу. Внешне они напоминают буквы АК. Но эта "К" выглядит непривычно. Кунышин считает, что для дешифровки этой надписи надо применить методику московского ученого В.А. Чудинова, полагающего и доказывающего на многочисленных примерах, что помимо кириллицы и глаголицы восточные славяне пользовались и слоговым письмом, в котором отдельные символы, обозначающие целые слоги, зачастую были слиты в лигатуры (графическое объединение нескольких знаков в один). Кунышин, пользуясь методикой Чудинова, читает надпись как А-Н-Б, где после Н и Б идут некие гласные. Однако ни одного похожего слова в русском языке нет или не сохранилось. Было ли оно в древнерусском и славянском - пусть скажут специалисты. Возможно и другое прочтение надписи. Все зависит от того, как разложить лигатуру второго знака на составляющие и является ли первый знак также лигатурой. Если считать поперечную линию в первом знаке естественного происхождения (а она действительно читается не столь четко), второй же знак принять за кириллическую К, тогда вся надпись будет иметь прочтение Л-К и значение "лик", то есть образ, изображение, изваяние. Божества? Перуна? И другой вариант: первый символ - А, второй символ кириллическая буква "земля", писавшаяся как латинская Z, только с хвостиком вниз, третий знак стерся или не был нацарапан. Получается АЗЪ, то есть "я" - типичное начало для автографов типа "я сделал это" или "здесь был Вася". Все это лишь догадки... Но и эти слабые попытки докопаться до истины должны побудить интерес у специалистов-историков к загадочному палехскому камню, отнестись к нему серьезно, не дать пропасть уникальному экспонату и объекту для изучения. Ведь мы так мало знаем о древней истории нашего края. А история эта так богата... Сергей Беляков (2005 г.) См. также ответную статью П. Травкина "Палехский Перун как плод фантазии". (Статья была опубликована также в областной газете "Рабочий край" №170/25 от 8 сентября 2004 г. и в дополненном виде в областном историческом журнале "Наша Родина - Иваново-Вознесенск" №4/2007) |
© "Литос-КЛИО"