|
Мумии и саркофаги: мифы и реальность В начале 1964 года в местной газете "Рабочий край" была напечатана статья ивановского врача-психиатра А.М. Беневоленского "Тайна мумии раскрыта", посвященная древнеегипетскому памятнику (инв. № А-599) из собрания Ивановского областного художественного музея, ранее находившемуся в коллекции Дмитрия Геннадьевича Бурылина. В 1966 году вышла в свет его брошюра "По следам древней тайны", рассказывающая об истории поступления в провинциальный частный иваново-вознесенский музей столь необычного экспоната, о его исследовании и атрибуции. Через шесть лет книга была переиздана с дополнениями. Общий тираж составил 35000 экземпляров. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы среди публики стала фигурировать "гипотеза А. Беневоленского" /1/, касающаяся вопроса о мумии и остающаяся для многих на сегодняшний день, пожалуй, единственно известной. Рассказ автора книги о проведенном им в 1963-64 г.г. медико-биологическом и архивном исследовании, облеченный в художественную форму, сделал широкую рекламу загадочному экспонату. Между тем, автор допустил некоторые неточности в истории приобретения древнеегипетских памятников и заблуждения в вопросе их датировки. Отдадим должное автору, впервые введшему в широкий оборот источник поступления мумии в бурылинскую коллекцию: приобретена для Бурылина в Каирском музее в 1913 году Александром Левиным после возвращения Дмитрия Геннадьевича и его жены Анны Александровны из заграничной поездки на Восток /2/. А. Беневоленский пишет, что эту мумию, принадлежащую частному (курсив мой - Г.С.) владельцу, Бурылин увидел в археологическом (курсив мой - Г.С.) музее Каира /3/. Не ссылаясь на источники, А.А. Додонова - автор первой книги о Д.Г. Бурылине, написанной на основе архивных данных и воспоминаний - касаясь вопроса места покупки мумии, так же называет Каирский археологический музей /4/. В письме к Бурылину из Каира, датированном 14 мая 1913 года, Левин пишет: "Гробницу, которую мы видели в Музее я с удовольствием вам вышлю…" /5/. А 25 июня того же года сообщает Дмитрию Геннадьевичу: "…После получения вашего первого письма, в котором вы меня просите купить сейчас же эту гробницу я отправился в музей и ее сейчас купил (ибо музей закрывается у нас 1 июля - 15 сентября)" /6/. Ни в том, ни в другом случае Левин не называет музей археологическим. Судя по дальнейшему тексту книги Беневоленского, хочется уточнить, что он имел в виду Египетский музей или, как его еще называют, Музей египетских древностей, основанный в Каире в 1858 году французским археологом О. Мариетом. Для этого музея в 1902 году было построено специальное здание, хранящее сейчас крупнейшую в мире коллекцию произведений искусства (в том числе из гробницы Тутанхамона). Несмотря на то, что ко времени пребывания Бурылина в Египте в столице работали Музей арабского искусства, основанный в 1881 году, и существующий с 1908 года Коптский музей /7/, также содержащие значительные собрания египетских древностей, египтологи (в частности С.И. Ходжаш, С.В. Архипова) /*/ убеждены, что приобрести мумию Н. Левин мог только в Булакском, т.е. Египетском музее, в котором существовала практика продажи предметов за рубеж. Н.Г. Думова в книге "Московские меценаты" пишет, что в 1905 году Сергей Иванович Щукин "привез из Африки немало ценных приобретений. Опасаясь подделок, он покупал только в Каирском музее, где имелись предметы искусства, предназначенные для продажи правительствам зарубежных государств" /8/. Не ясно только, откуда Беневоленский взял информацию, что мумия, купленная для Бурылина, принадлежала частному владельцу. Кто такой Александр Левин, где и когда произошло знакомство с ним Бурылина не известно. Из письма дочери Бурылина - Софьи Дмитриевны Кузьминой, которое приводит Беневоленский в своей книге, следует, что Левин был студентом, а в путешествии Бурылиных исполнял роль гида и переводчика /9/. В названии дела, касающегося покупки и транспортировки мумии, также фигурирует словосочетание "студент Левин" /10/. Но Беневоленский дополняет эту информацию, называя Левина студентом Киевского университета естественного факультета /11/. Откуда появилась эта версия у автора книги, осталось не ясно. Но подтвердить или опровергнуть ее не удалось: на наш запрос в Киевском университете ответили, что архив погиб во время Великой Отечественной войны. А.А. Додонова без указания ссылок на источники тоже пишет о Левине: студент Киевского университета /12/. Настораживает в вышеуказанном письме Левина фраза "музей закрывается у нас…" (курсив мой - Г.С.), создающая впечатление, что он был связан с египетской столицей не кратковременным пребыванием в ней. Перевозка "роскошной гробницы" обошлась через агентство "Бансель" в 90 франков наложенным платежом /13/. Упомянутое Левиным в одном случае как "объяснение", в другом как "описание" гробницы на английском языке в деле не содержится. Нет также и его русского перевода, который обещал сделать и выслать Левин /14/. А. Додонова, опять же не ссылаясь на источники, но, видимо, из адресованных Бурылину писем Александра Левина пишет как о свершившемся факте, что "Левин составил описание гробницы на английском и русском языках" /15/. Вероятно, этот текст затерялся. Другого документа, логически имеющего отношение к данной мумии, нет. В упомянутой выше газетной статье 1964 года А. Беневоленский предполагает, что паспорт на мумию мог ошибочно "уехать" в Воронеж, в музей А.Л. Дурова, который в 1915 году в Иванове экспонировал свою коллекцию "редкостей", среди коих также имелась мумия, и находящийся в ИОХМ документ на мумию от 24 июля 1890 года (Инв. № А-646) является удостоверением к памятнику подобного рода из дуровского собрания /16/. Этот документ действительно сложно связать с приобретением мумии в Каире в 1913 году. Увлечение А.М. Беневоленского сюжетной стороной в деле о покупке мумии и неосторожное обращение с используемым материалом привели к тому, что последующие исследователи, не проверяя изложенную им информацию, в своих работах давали неверную трактовку его умозаключений. Так в каталоге выставки 1991 года "Древнеегипетские памятники из музеев СССР", проходившей в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, автор вступительной статьи С.И. Ходжаш писала: "Богатую коллекцию египетских находок имел иваново-вознесенский фабрикант и коллекционер Д.Г. Бурылин, в состав которой вошла мумия, ранее находившаяся в Воронеже в личном музее знаменитого артиста и дрессировщика А.Л. Дурова" /17/. В книге "Братья Дуровы" А.В. Таланова читаем, что Анатолий Леонидович охотно показывал посетителям своего музея саркофаг с древней египетской мумией /18/. В каталоге музея А.Л. Дурова также значится "мумия египетская" /19/, но еще в 1913 году Д.Г. Бурылин купил у Дурова его собрание целиком за 10000 рублей /20/, а, следовательно, никакой подмены документов на мумии в 1915 году не могло произойти. Но в таком случае, в собрании Д.Г. Бурылина должны были быть две мумии. Судьба второй из них, представленная в книге Беневоленского как загадочное исчезновение, до сих пор занимает умы посетителей художественного музея. В связи с этим неоднократно задавался вопрос о том, к какой именно из двух мумий относится экспонирующаяся в ИОХМ. Внучка Бурылина Татьяна Алексеевна Зражевская, родившаяся в 1911 году, вспоминала, что была в "дедушкином музее еще девочкой" и ей среди множества интересных вещей (книг, ваз, статуэток, монет, картин и другого) "еще… запомнились египетские мумии - непонятные и страшноватые" /21/. Беневоленский в книге приводит письмо к нему С.Д. Кузьминой, в котором она описывает купленные отцом экспонаты из дуровского собрания: "Там было много разных вещей, главным образом это были чучела и шкуры животных, птиц, а среди них и мумия. Д.Г. Бурылин считал эту мумию неудачной (как плохо сохранившуюся), и она не экспонировалась" /22/. У мумии, представленной в ИОХМ, хорошо сохранились зубы и ногти, что говорит о высоком уровне проведенной мумификации. Учитывая приведенные свидетельства и удовлетворительное состояние сохранности экспонируемой в ИОХМ мумии и относя слова Левина "гробница роскошная" (которые легче связать с росписью саркофага) и к внутреннему его содержанию, можно заключить, что посетители видят мумию, приобретенную Александром Левиным в 1913 году в Каире. Тем более что роспись антропоморфного саркофага, в который помещена мумия, не сохранилась, остались лишь следы красной, синей краски и грунта. Еще в музее Бурылина мумия числилась как памятник Нового царства (1552-1070 г.г. до н.э.). Беневоленский сузил хронологические рамки до периода Амарнского искусства (1364-1347 г.г. до н.э.). Сотрудников ИОХМ несколько смущала смелость автора книги в вопросе атрибуции. Датируя мумию, он опирался на способ бальзамирования и характер росписи, частично сохранившейся на картонаже мумии, а также на заинтересовавшей его крышке женского саркофага. К сожалению, в качестве доказательства он рассматривал крышку расписного саркофага (инв. № А-602), являющегося самостоятельным экспонатом и не составляющую с мумией единый комплекс. В 1990-е годы крышка саркофага под № А-602 была датирована О.Д. Берлевым и С.И. Ходжаш временем правления XXI-XXII династий /**/. К тому же, при датировке древнеегипетских мумий, сложным путем попадавших в музеи других стран, саркофаги скорее могут играть роль косвенного доказательства или опровержения, т.к. египетские торговцы прибегали к различным хитростям ради выгодной продажи мумий. А.О. Большаков (Государственный Эрмитаж) по фотографиям не исключил, что по типу вместилище деревянного саркофага, в котором лежит мумия, может быть ее собственным. Картонаж на мумии по стилистическим признакам он определил Птолемеевским или скорее всего Римским временем /23/. Из-за фрагментированности картонажа точная датировка невозможна. А.О. Большаков также обратил внимание на лежащую под головой мумии круглую плетенку и высказал предположение, что она может представлять собой "дешевую замену" гипокефальной чаши, и рекомендовал обратиться к специалисту по гипокефалам в Венгрии Эдит Варга. Имея фотографии "ивановской" мумии, Э. Варга подтвердила предположение петербургского коллеги, что мумия принадлежит к позднему Птолемеевскому или Римскому периоду. Диск, находящийся под головой у мумии, Э. Варга показался интересным. Со времени правления XXV династии под голову мумии в качестве амулета подкладывали чашу или плоский кружок из картонажа, папируса, реже - из бронзы, дерева с текстом 162 главы "Книги мертвых" и соответствующими росписями, чтобы умерший чувствовал огонь Ра в загробном мире. По мнению египтян, гипокефал магически создавал тепло голове умершего и способствовал его соединению с солнечным богом. Эти, так называемые, гипокефальные чаши (собственно, их росписи и тексты) вошли в священные книги мормонов, и, таким образом, представляют собой единственную группу египетских памятников, имеющих религиозное значение в наши дни /24/. Но плетеный диск под головой "ивановской" мумии нельзя считать гипокефалом, это, скорее всего, - пережиток обычая. Когда в поздний период египетской истории гипокефал все еще сохранялся в ритуальных похоронах, а египтяне не могли уже долго приготавливать традиционные предметы для заупокойного культа, они подкладывали под голову мумии аналогичные плетенки или полотняные круги. Похожий диск находится в будапештском музее и принадлежит к этому же периоду, что и в ИОХМ /25/. Итак, мы имеем сведения еще об одном интересном памятнике, который ранее не отмечался. Факт покупки мумии в Каире в 1913 г. после выхода в свет книги А.М. Беневоленского как бы невольно приводил к мысли, что тогда же был приобретен и саркофаг под № ИОХМ А-601, а слова Левина "гробница роскошная" скорее соотносились с богатой росписью на саркофаге, чем с мумией. Саркофаг выполнен из дерева, имеет очертания человека, спеленутого наподобие мумии, грунтован левкасом, покрыт изображениями и надписями. Хотя из-за неудовлетворительной сохранности на вышеупомянутую выставку "Древнеегипетские памятники из музеев СССР" этот гроб не выдавался, он был включен в каталог как саркофаг египтянки антропоморфный и датирован XX династией /26/. Об истории памятника в каталоге написано: "Из коллекции Д.Г. Бурылина, приобретен в Каире А. Левиным, 1913". С.И. Ходжаш во вступительной статье писала: "Росписям саркофагов Нового царства, к которым относится саркофаг из Ивановского областного художественного музея (№ 30), присуща плавность контурных линий, насыщенность цвета, декоративность" /27/. В 1992-94 г.г. этот саркофаг находился на реставрации в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР, Москва). Специалистами были исследованы состав красочных слоев, связующих материалов, проведена расчистка и укрепление красочного слоя, отдельных деталей саркофага. Реставрация и многочисленное количество сделанных нами фотографий памятника позволили ведущему египтологу из Петербурга О.Д. Берлеву и С.И. Ходжаш заняться переводом текстов саркофага. Тексты саркофагов являются ценнейшим источником для изучения памятников, они содержат титулы и имена погребенных. В "Каталоге египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики", вышедшем на английском языке в Швейцарии в 1998 году, этот саркофаг атрибутирован Берлевым и Ходжаш как саркофаг щитоносца Анхефа. Об истории памятника написано, что саркофаг Анхефа "из коллекции А. Левина, куплен в Каире в 1913 году, позже - в коллекции Д.Г. Бурылина. Записи о происхождении нет, возможно, из Тебса". В библиографии по названному саркофагу О.Д. Берлев и С.И. Ходжаш, как и в каталоге выставки 1991 года, указывают работы И. Власова и А.М. Беневоленского /28/.Осмелимся предположить, что саркофаг щитоносца Анхефа попал в бурылинское собрание несколько иначе. В 1913 г. Д.Г. Бурылин покупает в Воронеже музей А.Л. Дурова, вернее экспонаты этого музея. В "Каталоге музея Анатолия Леонидовича Дурова" в "Отделе 1. Египетские древности" под номером первым значится "Саркофаг с 3-мя крышками 21-й Египетской царской династии… из коллекций покойного Гофмейстера Двора его Величества М.А. Хитрово, бывшего дипломатическим агентом в разных восточных государствах" /29/. Хитрово Михаил Александрович (1837-1896), дипломат и поэт, с 1859 г. служил по Министерству иностранных дел, с 1883 г. (вероятно, до назначения в 1886 г. посланником в Румынию) являлся дипломатическим агентом и генеральным консулом в Египте /30/. На мысль о том, что саркофаг Анхефа может происходить из коллекции Хитрово, наводит следующее: во-первых, занимая столь высокий пост, ему было легче, вероятно, получить разрешение на вывоз исторических памятников у созданной в Египте с середины XIX века Службы древностей, следившей за раскопками и скупкой археологических находок; во-вторых, совпадение в датировке этого памятника с указанным в каталоге Дурова, а также наличие в египетской коллекции ИОХМ крышки саркофага (инв. № А-602), относящейся к XXI-XXII династиям /**/, находящегося более 10 лет на реставрации фрагмента саркофага (инв. № А-605) и футляра мумии (инв. № А-647) периода Птолемеев /**/, об истории поступления которых в архивных источниках пока ничего не найдено. Сравнение абрисов и размеров саркофага мумии с саркофагом Анхефа исключает возможность помещения одного в другой, а, следовательно, покупку мужского саркофага одновременно с мумией /***/. Определить породу дерева, из которого изготовлен саркофаг мумии, можно, проведя специальные лабораторные исследования. А. Беневоленский, имея в виду крышку от саркофага Анхефа, называет эбеновое дерево /31/. Египет беден лесом. Красивое эбеновое дерево - черное, легко поддающееся полировке, очень ценившееся египтянами, ввозили в страну с юга, из Нубии /32/. Саркофаг для мумии и все аналогичные памятники в коллекции музея изготовлены из светлого дерева. Для сравнения можно взять экспонат из эбенового дерева - бороду от саркофага (инв. № А-632). Учитывая все вышеизложенное и совпадающие мнения египтологов, мы склонны считать, что мумия египтянки относится к позднему периоду египетской истории - второй половине I тысячелетия до н.э. По нашей просьбе в 1994 году специалистами ГосНИИР было проведено обследование египетской мумии и сделаны микологические посевы. Проведенный анализ свидетельствовал о том, что на бинтах мумии нет очагов развития грибов, бинты имеют лишь небольшую загрязненность жизнеспособными клетками микроорганизмов, а условием сохранности мумии является стабильный температурно-влажностный режим. Но атрибуцию этого памятника завершенной считать нельзя. Описанием многочисленных собраний Бурылина в начале XIX века занимались различные ученые. После национализации и в период становления профильных музеев, учитывая отсутствие возможности узкой музейной специализации сотрудников, к исследованию египетской коллекции никто всерьез не обращался. Поэтому попытки изучения отдельных экспонатов были предприняты любителями искусства. С какой осторожностью египтологи подходят к атрибуции памятников искусства и культуры, с такой же смелостью подчас делаются сенсационные заявления в прессе. Не подвергая сомнению датировку мумии Новым царством А.М. Беневоленского, Игорь Мартьянов в конце статьи "Чем вы болели, мумия?", написанной в 1994 году, задается вопросом: "Кто она - дочь фараона или другого важного государственного лица?" /33/. "Коммерческий вестник" в № 6 за 1999 год поместил статью "Имя мумии в ивановском музее установлено". Автор Бронислав Горб, случайно приобретший книгу А.М. Беневоленского об "ивановской" мумии, "с большой долей вероятности" заявил, что это дочь Нефертити и Эхнатона, принцесса Макетатон. Свою статью он завершает следующим образом: "Мумия Макетатон была приобретена русским купцом в Египте в 1913-м году и доставлена сначала в Одессу, а затем в Иваново-Вознесенск. По-видимому, не мешало бы более детальней исследовать мумию в Ивановском краеведческом музее. И пока нет иных более убедительных доказательств, которые вряд ли могут появиться, мы с этого времени будем считать ее имя установленным". Весной 2002 года ИОХМ посетил доктор наук из Чешского института египтологии Бржетислав Вахала, которого пригласил в Иваново сам автор сенсационной статьи Б. Горб. Египтолог из Чехии подтвердил нашу датировку мумии второй половиной I тысячелетия до н.э. Еще в 1999 году музей ответил согласием музею Манчестера (при университете) на полученное предложение исследовать мумию. Возможно, в будущем самые современные технологии и накопленный англичанами опыт по исследованию мумий позволят получить более точные научно аргументированные ответы на интересующие вопросы. Примечания 1. А.М. Беневоленский. По следам древней тайны. Ярославль, 1966. С. 4. 2. Там же. С. 19. 3. Там же. С. 19, 31. 4. А. Додонова. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново, 1987. С. 58. 5. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Арх. 119. Л. 6. 6. Там же. Л. 8. 7. БСЭ. М., 1953. Т. 19. С. 372; Искусство стран и народов мира: краткая художественная энциклопедия. М., 1962. Т. 1. С. 691. 8. Н.Г. Думова. Московские меценаты. М., 1992. С. 33. 9. А.М. Беневоленский. По следам древней тайны. С. 23. 10. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Арх. 119. 11. А.М. Беневоленский. По следам древней тайны. С. 19. 12. А. Додонова. Указ. соч. С. 58. 13. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Арх. 119. Л. 1. 14. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Арх. 119. Л. 1, 13. 15. А. Додонова. Указ. соч. С. 58. 16. А. Беневоленский. Тайна мумии раскрыта // Рабочий край. - 1964. - 1 февраля. 17. Древнеегипетские памятники из музеев СССР. Каталог выставки. М., 1991. С. 8. 18. А.В. Таланов. Братья Дуровы. М., 1971. С. 130. 19. Каталог музея Анатолия Леонидовича Дурова: [Машинописный вариант]. Воронеж, 1911. 20. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Арх. 113. 21. Т.А. Зражевская. Там были станки и прялки, и образцы древнего ситца… // Рабочий край. - 1994. - 16 февраля. 22. А.М. Беневоленский. По следам древней тайны. С. 75. 23. А.О. Большаков основывает свою точку зрения на сравнении фотографий картонажа "ивановской" мумии и картонажей в соответствующем томе "Каталога египетских древностей в Британском музее" (W.R. Dawson & P.H.K. Gray, Catalogue of Egyptian Antigyities in the British Museum I. Mummies and Human Remains. London, 1968). Письмо А.О. Большакова к автору. Личный архив. 24. Письмо А.О. Большакова к автору. Личный архив. 25. Письмо Э. Варга от 16.02.1995 г. автору. Личный архив. 26. Древнеегипетские памятники из музеев СССР. Каталог выставки. М., 1991. С. 46. 27. Там же. С. 14. 28. Древнеегипетские памятники из музеев СССР. Каталог выставки. М., 1991. С. 46. 29. Каталог музея Анатолия Леонидовича Дурова: [Машинописный вариант]. Воронеж, 1911. 30. Большая энциклопедия / Под ред. С.Н. Южакова. 1900-1909. Т. 19. С. 574-575. 31. А.М. Беневоленский. По следам древней тайны. С. 35, 44. 32. И.А. Лапис. Культура и искусство Древнего Египта // В кн.: В глубь веков. Л., 1961. С. 67-86. 33. И. Мартьянов. Чем вы болели, мумия? // Чудеса и приключения. - 1994. № 6. С. 39. * Мнения специалистов высказаны в частных беседах с автором. ** Датировка экспоната приводится по каталогу: Oleg Berlev - Svetlana Hodjash. Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt. From the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. University Press Fribourg Switzerland Vandenhoeck & Ruprecht Gцttingen, 1998. *** Контуры саркофагов выполнены в соотношении 1:10 художником-реставратором ИОХМ Беляниной Е.Ф. Галина Солнцева (2003 г.) Иллюстрации Слева - абрис крышки саркофага щитоносца Анхефа; справа - абрис крышки мумии. |
© "Литос-КЛИО"