|
Об одной коллекции Ивановского областного художественного музея В 1997 году в Ивановском областном художественном музее произошло неординарное по теперешним временам событие. Музейное собрание пополнилось уникальной коллекцией живописи и графики, архивом народного художника России А.И. Морозова. Отрадно, что этим значимым событием в музейной деятельности отмечен конец века. А готовилось оно долго. Еще в 1974 году художник А.И. Морозов обратился к руководству города с предложением принять в дар "…плоды моей творческой жизни: многочисленные произведения искусства… Я одинок и скромен в жизни, хочу, чтобы большая часть моих работ была сосредоточена и выставлена… в музее моего родного города… и работы принесли радость жителям Иванова". Дар принят… Около 1500 произведений. Какая искренность, восторг и любовь к окружающему миру, природе звучат в творчестве художника! Трепетное отношение к каждой работе не позволяли Морозову легко продавать свои произведения. Хотя его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Архангельска, Тулы, Курска, Костромы, Ярославля, Сальска и других городов, большую часть коллекции он хранил у себя. Поэтому его родной город Иваново и получил этот бесценный дар в таком полном объеме, и это в определенной мере изменило состояние музейного фонда Ивановской области. И кто знает, возможно, в новом ХХI веке об Иванове будут говорить не только как о текстильном крае, но и как о родине великого пейзажиста ХХ века, художника мирового уровня Александра Ивановича Морозова. Ведь связываем же мы Плес с именем И. Левитана… А.И. Морозов родился 15 марта 1902 г. в деревне Вотола в 12 км от Иваново-Вознесенска. Детство прошло среди родной русской природы, которой Саша мог любоваться бесконечно долго. Часами стоял мальчик на деревянном мостике местной речушки и глядел на воду, наблюдая за маленькими рыбками, жучками, водной растительностью, уходил на окраину деревни в лес. Любовь к деревенскому пейзажу Александр Иванович пронес через всю жизнь. Первая встреча с искусством произошла в церкви, куда маленький Саша пришел с родителями. Он был потрясен необыкновенной росписью на стенах храма. Эти впечатления побудили мальчика к занятиям рисованием. Саша копировал лубочные картинки, сюжеты с календарей, изображал то, что видел вокруг. Его интерес к рисунку и способности были замечены воспитателями приюта, куда он с сестрой Серафимой и братом Григорием попал после смерти отца. В 1915 г. Саша был рекомендован для поступления в Иваново-Вознесенскую рисовальную школу - филиал Санкт-Петербургского училища барона Штиглица, где получил профессиональные знания. В 1918 г., после обучения в школе, он стал работать на текстильных предприятиях Иваново-Вознесенска копировщиком чертежей. А вечерами посещал Художественно-промышленные мастерские, где продолжал заниматься рисованием. В 1922 г. закончил третий курс и по путевке Губкома комсомола уехал в Москву поступать на Рабфак искусств. В 1930 г. он закончил станковое отделение ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Уже в годы юности у Александра проявился интерес к пейзажу. Бережно сохранил Морозов свои ученические работы, выполненные в рисовальной школе: рамки с геометрическим орнаментом, постановочные рисунки с фигурами людей, портреты женские и мужские, несколько автопортретов. В них заметна кропотливая работа над рисунком, деталями, строгостью формы, возрастными и личностными характеристиками. На небольших обрывках холста живописные работы, посвященные Вотоле: "В деревне Вотоле", "Сарайчик в Вотоле", "Этюд" и др., тонкие по колориту акварели "Деревня", "Иваново зимой", "Покровский собор", "Ильинская церковь". В акварелях 20-х заметна работа над точностью рисунка и своеобразием колорита. Учась в институте, Александр Морозов в свободное время много писал на пленэре, посещал выставочные залы Третьяковки. Часами простаивал у полотен И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина, Ф. Васильева, Н. Ге, А. Саврасова - осваивал приемы, композиционные принципы, звучание колорита. Искусство французских живописцев Коро, Милле, Руссо, Добиньи, Будена привлекало Морозова простотой мотивов, мастерством и искренностью. Их влияние на творчество начинающего художника достаточно заметно. Для А.И. Морозова период с 1930-35 г.г. важен как время становления. Шел поиск своего изобразительного языка, колорита, своего почерка в творчестве. Александр Иванович объединил работы этих лет в серию под общим названием "Искания". В 1935 г. они впервые экспонировались на персональной выставке на Масловке и были высоко оценены коллегами художника, в том числе М.С. Сарьяном и С.В. Герасимовым. Живя на Масловке, Морозов создает произведения, посвященные этому уголку столицы. Небольшие дворики, неповторимый облик тихих улиц, старые дома, деревья - самые простые мотивы, своеобразие которых художник увидел и так поэтично передал. Масловская серия одна из самых значительных в наследии А.И. Морозова. Высоко оценивал ее и сам автор. В 1936-38 г.г. Морозов выезжает на Волгу в Кинешму. Здесь в течение трех лет в разное время года он создает целый ряд монументально-эпических работ. У каждого из нас, хоть раз побывавших на Волге, появляется ощущение особой красоты этой великой русской реки, ее простора, силы, великолепия. Ее воспели многие художники, писатели, поэты. А.И. Морозов создал свой образ Волги. Его вдохновлял трудовой ритм реки: тяжелые груженые баржи, буксиры, тревожные гудки, всплеск волн, скрип весел. Характерен для этой серии большой пейзаж "На Волге" (1936 г.), где свойственный искусству Морозова принцип обобщенной формы, создает эпический образ, помогает выразить торжественное состояние медленно и тяжело надвигающейся грозы, тревожную тишину перед наступлением бури. Вкладывая в творчество всю силу темперамента и восторга перед природой, он создал в пейзажной живописи свой индивидуальный стиль, в котором экспрессивная живописная форма сочеталась со строгим конструктивным построением всех элементов картины. Анализируя эту серию, невольно думаешь и о том, как тонко, через пейзаж, Морозов передал состояние, настроение людей. Поездки в Кинешму не были случайностью. Известно, что многие московские художники погибли в эти годы. Он не раз говорил мне о том, что покидал Москву, когда тучи сгущались. А на берегах Волги, широкой, раздольной, свободной реки, ставшей символом России, рождались его пейзажи с явными признаками социальных настроений, с определенной оценкой эпохи. Вряд ли Морозов продумывал общественно-политические моменты в своем творчестве. Они возникали на уровне интуиции, помимо его воли. Темный колорит этих работ не создает однообразия, уныния, тяжести. Художник использует разнообразные оттенки серого, черного, коричневого; пользуется резкими световыми контрастами и обязательно в каждой работе наряду с темными буксирами, баржами, грузовыми пароходами светлое пятно: кусочек неба, солнечный луч, как символ надежды. После Великой Отечественной войны появились произведения, объединенные в новые серии "Канал им. Москвы", "Северный и Южные порты", "Железнодорожные пути" и др. Он вновь выезжает в Подмосковье, много работает на Масловке. Работы этих лет более светлые, яркие, мажорные. В работах 60-х годов отразились надежды, которыми жила вся страна. В произведениях Морозова появляются иные сюжеты: новостройки - за старыми низкими заборчиками, сквозь листву деревьев, просматривались высотные дома с новыми квартирами москвичей; обновленные широкие улицы, площади, первые высотные здания Москвы. Оттепель 60-х… Итак, богатейшая коллекция современного пейзажа, отражавшая не только творческий рост и мастерство художника, но и время, в котором жил автор, подарена городу и передана по завещанию на хранение в Художественном музее. Простые и привычные глазу виды Масловки, Подмосковья, Кинешмы Морозов наполнил не только поэзией, восхищением, любовью, но и настроением: то тревожным и мрачным, то оптимистичным и мажорным. Александр Морозов сумел расширить значение пейзажного жанра, сделал его более социальным. Как любое неординарное явление произведения Морозова вызывали у современников разные чувства: удивление, настороженность, неприятие, любопытство, непонимание, восхищение. Примерно те же чувства возникали и при знакомстве с самим художником. Масштаб его личности проявлялся и в творчестве и при личном общении. На первый взгляд он был прост в общении, но эта простота была обманчива. Александр Иванович очень тонко чувствовал людей. С ним нельзя было лукавить, быть неискренним. Это был человек настроения, которое могло меняться очень быстро. С ним не было скучно, он всегда был разный. Разносторонне одаренный, он во все вносил элемент творчества. У Морозова был дар рассказчика, музыканта, артиста, писателя. Он умел любить искренне и нежно все живое на земле. Собирал вокруг себя бездомных, больных кошек, собак, птиц и лечил их. В мастерской и квартире у него в разное время жили вороны Кара и Варька. С его появлением на улице слетались стаи птиц, которых он оберегал и подкармливал в холодное время года. Мог разговаривать с деревьями как с живыми существами. Деревья – любимый мотив полотен Морозова. Среди соседей он слыл чудаком. Сколько он пережил насмешек, оскорблений, угроз, замечаний, но своим привязанностям не изменил. Им была прожита сложная, трудная жизнь. Горечью и обидой звучали однажды сказанные слова: "Прошла жизнь непонятая…" Но с каким чувством юмора он рассказывал о грустных и горьких днях своей жизни! Слушая его, можно было плакать и смеяться одновременно. Многие его воспоминания записаны им в дневниках или на аудиокассетах. Александр Иванович великолепно играл на балалайке и гитаре классические произведения, знал и пел множество старинных русских песен. В 1922 г., учась на Рабфаке искусств в Москве, посещал студию искусства движений под руководством В.И. Цветаевой и здесь покорял зрителей природной гибкостью и пластикой. Впоследствии его выступления на капустниках художников пользовались неизменным успехом. Участие в самодеятельности давало ему возможность проявить свои разносторонние способности в музыке, танце, пантомиме. После смерти художника (1997 г.) музей унаследовал весь мемориальный фонд: фотографии, документы, рабочие инструменты, личные вещи, одежду, музыкальные инструменты, видеофильмы, аудио- и видеозаписи. Все это отражает неприхотливый и своеобразный быт, теплоту встреч со зрителями, непосредственность и органичность концертных выступлений, увлеченность работой, человека задумчивого, веселого, озорного, талантливого. А.И. Морозов в 1969 г. был удостоен почетного звания "Заслуженный художник РСФСР", в 1979 г. за серию пейзажей "Родные мотивы" стал Лауреатом премии им. И. Репина, а в год своего 90-летия в 1992 г. получил звание народного художника России. Творчество художника пришлось на ХХ век. Учась всю свою долгую жизнь, Морозов переосмыслил достижения пейзажной живописи XIX века, наполнил пейзаж новым содержанием, в вечных мотивах отразил конкретные настроения современности. В его пейзажах молодое, свежее отношение к миру, в них чувствуется особая приподнятость, взволнованность, внутренний романтический порыв к свету, радости и обновлению. Поэтому они всегда будут современны. Живопись Морозова выдержит испытание временем. Его пейзажи сегодня востребованы и восприняты зрителями уже нового столетия. Больше 20 лет назад, предлагая городу свою коллекцию, Морозов мечтал об открытии для нее музея. Он чувствовал значимость своих произведений, понимал свое место в искусстве. Не случайно он не раз говорил: "Таких, как я, нет". И у художника, Почетного гражданина и мецената нашего города были все основания надеяться на открытие этого музея. Музей, которого так долго ждали художник и музейщики, поклонники его творчества, открылся 19 сентября 2001 г. и принял своих первых посетителей - художников, дизайнеров, людей творческих профессий, молодежь, ветеранов, учителей. Книга отзывов сразу заполнилась словами восхищения. "Сегодня я сделала открытие - это ваш музей. Тишина, спокойствие и уют деревянного дома. Хорошо побывать в окружении картин великого художника". "Глубокая благодарность за этот нелегкий труд всем, кто сумел подарок Александра Ивановича претворить в жизнь". "Огромное спасибо за праздник, за такое бережное, яркое и прекрасное своей естественностью и человечностью воплощение подлинного таланта, которое переживет любые времена". "Низкий поклон всем тем, кто вложил силы и душу в создание этого музея, кто помог сохранить страницы жизни замечательного художника Александра Ивановича Морозова, кто помогает и будет помогать людям открывать для себя дух его произведений". "Какое счастье, что труд всей жизни имеет такое завершение. Земляки оценили и дали возможность будущим поколениям приобщиться к великому и вечному. Спасибо всем, чей энтузиазм так счастливо материализован". Посетители отмечают необычность экспозиции: нестандартный подход к освоению экспозиционного пространства, открытое экспонирование подлинных вещей, документов и фотографий о жизни художника. Зритель, переступая порог нашего дома, оказывается в окружении иногда непонятных и странных вещей, любопытных инсталляций, автором которых, в свое время, был сам художник. Экспозиция музея представляет собой единый натюрморт, в центре которого сам художник, его великое искусство и странный непритязательный быт. Наследие художника приобрело постоянный адрес, а город - еще одно место, где можно отдохнуть интеллектуально, узнать много нового, почувствовать особую гордость за таланты, рожденные ивановской землей. Любовь Соловьева (2003 г.) Иллюстрации Дом-музей А.И. Морозова - знаменитый дом с черепичной крышей на ул. Багаева. |
© "Литос-КЛИО"