Школа-музей "Литос-КЛИО". Музей камня г. Иваново

Школа-музей "Литос-КЛИО"

Музей камня

Планетарий

Общество любителей камня

Экспедиции

Публикации

Астрономия

Метеориты

Краеведение

Мегалиты, культовые камни и сооружения

Языкознание и литературоведение

Фотоальбом

Мир глазами любителей камня

Выставки

Коллекции

Библиотека

Юмор

Форум

Ссылки

Новости

Объявления

 

О том, чего вы еще не знали о музее

Музей. Это слово иногда приобретает некий негативный оттенок даже в высказываниях деятелей культуры, нечто застывшее, устаревшее, запыленное, не востребованное современным динамичным миром. Мнение о том, что в музее с незапамятных времен ничего не происходит достаточно распространенное: тот, кто хранит старину, и сам устаревает. Но есть и другие мнения: взаимодействия музея с современной социокультурной средой многообразны, как и сама эта среда. Для обывателя музей - часто или аттракцион для детей или необходимое дополнение туристических развлечений. Для школьников и студентов, которым повезло с преподавателем культурологии, - место проведения занятий. Для истинных интеллигентов - духовная потребность. Для умной и сильной власти - предмет гордости, показатель престижа, благополучия и стабильности. Для заботливых родителей - возможность открыть своему чаду еще одну немаловажную грань жизни. Для историков, художников, искусствоведов - площадка профессиональной деятельности. Для реставраторов, коллекционеров, турфирм, учителей - партнер.

История музея уходит в глубокую древность, модель его меняется вместе с обществом. Условно первым музеем можно считать пещеру, на стены которой древний гений нанес изображения бизонов и охотников. С тех пор у социума постоянная потребность в музее, она - потребность - разветвляется, трансформируется, усложняется, не всегда выявлена рельефно и четко, иногда почти не заметна, но существует в культурной структуре общества. Древняя история и возможность изменяться в соответствии с несиюминутными, но современными потребностями - залог жизнеспособности музея. Чем многообразнее общество, чем разветвленнее его потребности, тем сложнее музейная модель.

К посетителю музей поворачивается одной стороной - экспозицией, которую можно посмотреть самостоятельно или с экскурсоводом. Это надстройка. Чтобы она была привлекательной необходим мощный базис, складывающийся из многих очень разных составляющих.

"Театр начинается с вешалки". С чего начинается музей? И чем он продолжается? Зачем он и для кого?

Для посетителя, туриста, местного жителя, патриота музей начинается с необычного здания, будь то дворцовая постройка, особняк, фабричное сооружение или современная архитектура. Музейная архитектура для многих городских районов, да и сельских местностей стилеобразующая, а иногда и "жизнеобразующая", так бывает с заповедниками или крупными музеями. Продолжается же музей - экспозицией.

Для специалиста музей начинается с коллекции, именно она определяет профиль музея: исторический, художественный, технический, естественнонаучный... Взаимодействие коллекции и экспозиции - очень сложное, эти "сосуды" сообщаются, но не по законам физики.

Лишь малая часть коллекции попадает в экспозицию, и это - нормально для современного музея, хотя иногда вызывает обиженное недоумение зрителя: "От нас скрывают, прячут, не хотят показывать..." Да нет, не скрывают - показывают лучшее. Музей, все собрание которого представлено в экспозиции, не имеет перспектив. Вываленная в пространство выставочных залов вся коллекция - это далеко еще не экспозиция, и даже не "открытое хранение": есть такое понятие в музейном деле - элегантно и по-особому устроенное фондовое помещение, доступное не всем, но, в отличие от обычного музейного хранилища, демонстрируемое и посетителям. Коллекции изучаются, реставрируются, пополняются, организуются в новые образы на выставках. Вещи, не привлекающие внимание в определенное время, в потоке исторических перемен начинают вызывать интерес и приобретают актуальность. Важно, чтобы даже не востребованные сейчас, сию минуту, они сохранялись, ждали своего часа, накапливали в себе новые, иногда совершенно неожиданные смыслы, обеспечивая возможности перемен в музейных залах и в сознании социума. Коллекция - одна из стабильных составляющих музея. А экспозиции более подвижны, хотя и коллекции, в которых не происходит перемен, мертвы. Музейщики считают (а публика подтверждает это своей непосредственной реакцией), что экспозиция бывает востребована 10-15 лет, потом должны происходить изменения: или вводиться новые экспозиционные темы, или меняться дизайнерское решение, или иначе расставляться акценты, или появляться технические новшества. Любая вещь, а музейная особенно, имеет собственную судьбу, проживает свою жизнь, в разное время приобретает разные смыслы: то, что было бытом и повседневностью, становится музейной редкостью, то, что воспринималось модным и актуальным, устаревает, то, что утомляло навязчивостью, неожиданно вызывает ностальгию. И все эти колебания чутко улавливаются музеем, и из этого создается стиль коллекции и экспозиционный образ, который обращается к современнику на языке, понятном последнему. Замечено, что удачно, грамотно выстроенная коллективом специалистов экспозиция воспринимается посетителем как нечто само собой разумеющееся, как возникшая сама по себе, из потребности времени, в ней не чувствуется напряженного труда. Такая экспозиция - дело профессионалов. Но, конечно, возникает она не сама по себе, как и любой результат творческой деятельности. Чтобы это случилось, должны быть предугаданы запросы зрителя, о которых он, возможно, еще и сам не подозревает, учтены особенности коллекции и экспозиционных пространств, четко, но не навязчиво выявлен смысловой каркас, верно расставлены акценты, определены идейные и визуальные доминанты, не забыта психология восприятия, артикулированы цели, рассчитано все до мелочей, а иначе попытка предложить посетителю устаревший интеллектуальный продукт оборачивается отсутствием интереса к музею, невосполнимым отставанием, в конечном счете - кризисом, увы, "застылостью и запыленностью".

Качество надстройки обеспечивается качеством базиса. Грамотно подобранная, изученная, описанная коллекция, профессионально организованная система учета и поиска музейных предметов, контроль за их состоянием и своевременная реставрация, обеспечение доступа специалистов к фондовому собранию, поиск новых коммуникативных идей, достойное место в современном информационном поле - необходимые условия успешной деятельности музея.

Не только экскурсовод и смотритель, с которыми прежде всего вступает в общение музейный посетитель, обеспечивают эти условия. Хранитель, собиратель, экспозиционер, куратор коллекции, куратор выставочных проектов, реставратор, искусствовед, историк, методист, менеджер, дизайнер, пресс-секретарь, строитель, инженер, педагог, программист - все эти профессии необходимы современной системе, которая носит название "музей". Количество музейных специалистов постоянно расширяется. Уже давно ни один крупный музей не мыслим без собственного архива, грамотно и полно скомплектованной библиотеки, где можно найти не только новейшую литературу по специальной области знания, но и раритетные издания.

Каждый специалист определяет стратегию и тактику развития музея в своей области, обеспечивает качество его деятельности. Только это связывает музей тысячами незримых, но прочных нитей с современным обществом, делает его динамичным и актуальным.

Актуальность и музей? Кажется, не очень соотносимые понятия, и тем не менее, консерватизм музея не только не отменяет использование современных технологий, но превращает их в неизбежность: чем древнее и ценнее вещь, тем более современными должны быть условия ее хранения; чем больше она пережила в свой домузейный этап, тем опытнее должен быть реставратор; чем архаичнее предмет, тем актуальнее должна быть форма предъявления его зрителю, чтобы донести все его смыслы явные и уже утраченные, чем требовательнее становится посетитель, тем комфортнее должны быть условия его пребывания в музейных пространствах и разнообразнее предлагаемые услуги. Диалог "музей - общество" ведется партнерами-современниками. Архаизмы возможны как концептуальный прием, понятный всем участникам диалога, а не как остановка в пути, выпадение из времени, та самая "застылость и запыленность".

Собрание Ивановского областного художественного музея насчитывает более 35 тысяч предметов. Это и коллекции Д.Г. Бурылина, которые ивановцы могут видеть как в постоянной экспозиции, так и выставочных вариантах, и коллекции, семьдесят лет назад поступившие в Иваново из крупнейших музейных собраний Москвы и Ленинграда, и то, что в течение многих десятков лет кропотливо собиралось сотрудниками музея. Только за последние десять лет, не самые благоприятные для собирательской работы, число единиц хранения в художественном музее увеличилось почти в полтора раза. Комплектование коллекции идет в разных направлениях и разными путями, прежде всего, это личные контакты с владельцами потенциальных музейных предметов, будь то частное лицо или солидное учреждение. В период почти полного отсутствия финансирования, очень значимыми становятся дарения, особенно с выставок, проходивших в музейных залах. Щедрые жесты дарения совершили американский скульптор Френк Уильямс, австралийская художница Акелай Зелл, московские авторы Валерий Кошляков, Кирилл Данелия, Виктор Скалкин, петербуржцы Юлия Вальцефер и Николай Романов и многие другие. Особое внимание музейные собиратели уделяют художественному процессу в Ивановской области и наши художники в процессе комплектования фондов участвуют постоянно.

Комплектование коллекций процесс сложный, тонкий, неспешный. Занимаются им самые опытные музейщики с многолетним стажем. Трудная, но необходимая работа, работа на будущее, ибо как уже было сказано - коллекция, которая не дополняется, не развивается, мертва. В коллекции происходит постоянное движение: что-то возвращается с реставрации, что-то надолго покидает хранилище для участия в выставочных проектах, какие-то вещи на много лет занимают свое место в залах постоянной экспозиции, что-то публикуется в различных изданиях.

Счастлив тот музей, который может показать в постоянной экспозиции все разделы своего собрания. Увы, Ивановский художественный музей к таким счастливцам не относится. Коллекция богата и разнообразна, но не хватает экспозиционных площадей. Из-за этого настоятельную потребность многих слоев населения в знакомстве с искусством XX века и с художественным процессом в Ивановской области, которую сотрудники музея ощущают постоянно, мы можем удовлетворять только на выставках. По выставкам, регулярно проходящим в музее, можно судить о богатстве ивановской коллекции XX века. Но даже циклы выставок не могут монографически показать все направления, течения, изменения, драмы и взлеты, которые привнесли в художественный процесс творцы XX века.

Вопрос о расширении музея один за другим решали пять руководителей Ивановской области. А ведь эта коллекция - ресурс стабилизации отношений нашего современника с нашей же совсем недавней историей: художники во все времена нестандартно интерпретировали свое время. А уж ХХ век дал бесконечное разнообразие визуального осмысления современных событий.

Итак, хранение, учет, собирание, создание выставок и экспозиций, подготовка экскурсий, специальные программы для самых маленьких и для тех, кого сейчас называют людьми третьего возраста. Чем отличается экскурсия для студентов от экскурсии для туристов, ведь музейные предметы, которые они видят часто одни и те же? Но первые учатся, а вторые развлекаются, и те, и другие получают и информацию, и впечатления, но какие же разные на одном и том же материале и с одним и тем же экскурсоводом. Конечно, музейный работник - это штучный товар, творческая личность, грамотный профессионал, выступает ли он в качестве исследователя, создателя экспозиции или ее интерпретатора.

Не застывает и не устаревает живой и динамичный музейный организм, продукт современности, но и сам мощный фактор, влияющий на время, формирующий определенные его черты, позволяющий заглянуть в прошлое, оценить настоящее, смоделировать будущее. Древний и молодой, элитарный и доступный, простой и непостижимый, ясный и таинственный, сгусток творческой энергии, точный показатель определенного культурного уровня общества, города, страны.

Елена Толстопятова (2003 г.)


© "Литос-КЛИО"