|
Древнерусское искусство в собрании Ивановского художественного музея Коллекция русского религиозного искусства Ивановского областного художественного музея занимает важное место в структуре собрания. Помимо икон в нее вошли фрески, медно-литая пластика, предметы религиозного культа из драгоценных металлов, дерева, кости, ткани, старопечатные книги, гравюра и лубок. Начало музейному собранию древнерусской живописи и металлопластики было положено в первые послереволюционные десятилетия. Иконы и предметы религиозного культа поступали в музей из закрывавшихся храмов города и области: из Вознесенской (1929), Покровской (1931), Ильинской (1936) церквей, из церкви деревни Ярлыково, из Владимирского женского монастыря г. Иваново-Вознесенска (1927), Золотниковской пустыни (1932). Кроме того, фонды музея пополнялись произведениями древнерусского искусства из имения Н.П. Рузского "Студеные ключи" под Кинешмой (1919), из коллекций фабрикантов Д.Г. Бурылина, Г. и П.Г. Миндовских, а также из Владимирского (1929), Ростовского (1934) музеев и Антирелигиозного музея г. Иванова (1939). Часть икон, обнаруженная при очистке дна реки Уводь у Туляковского моста, поступила в музей в 1950 году. Хранящиеся в музейном собрании произведения древнерусской живописи позволяют ретроспективно проследить развитие иконописания в XVI-XIX веках, а также познакомиться с отдельными художественными школами: Московской, Строгановской, Северными письмами, с иконописными центрами Поволжья, Владимиро-Суздальского края (Палех, Мстера, Холуй). Сюжеты икон включают библейские и евангельские сказания, изображения святых, страстотерпцев, мучеников, богородичную и христологическую тематику. В экспозицию музея отобраны наиболее интересные в художественном и иконографическом отношении памятники, которые представляют следующие разделы: 1) Поствизантийское искусство; 2) Древнерусская живопись XVI в.; 3) Древнерусское искусство XVII в.; 4) Русское религиозное искусство XVIII-XIX в.в.; 5) Религиозная металлопластика XVI-нач. ХХ века. К поствизантийским памятникам относится икона "Снятие со креста", созданная на Афоне в XVI веке. Произведение греческого мастера принадлежит к числу особо значимых в музейном собрании. Его отличает яркий колорит, стремление к объемности, сочетание драматического сюжета с эмоциональной выразительностью. Древнерусская живопись XVI века характеризуется рядом замечательных произведений раннего XVI столетия - выносной двусторонней иконой "Богоматерь Шуйская-Смоленская и Никола", "Богоматерь Иерусалимская", "Явление Богоматери Сергию Радонежскому". Тонкий рисунок, изысканный колорит, изящество удлиненных, как бы лишенных тяжести фигур, роднят эти произведения с живописной традицией Дионисия, оказавшего большое влияние на сложение общерусского стиля иконописания. Эти иконы относятся к Московской школе живописи. Они проникнуты каким-то естественным аристократизмом духа и формы. Восхищает интенсивность отдельно взятого цвета и умение гармонично сочетать цветовые пятна. Лик на иконе - не столько лицо русского человека, сколько душа и мир его идей. Это некое бесконечно длящееся состояние, созерцание чуда. Кроме того, образы Богоматери имеют редкую иконографию, отличаются оригинальным сочетанием деталей, необыкновенной пластичностью, лирическим звучанием, глубиной душевных переживаний. К Северным письмам принадлежит икона "Деисус", стилистической особенностью которой является удивительно красивое цветовое звучание, ритмичность контуров, плавность, певучесть линий. Аскетическому колориту соответствует сдержанность переживаний. Лики святых полны духовной самоотреченности, но страдание не имеет над ними власти. Оно выявляет заложенную в них силу. Древнерусское искусство XVII века представлено в экспозиции Строгановской иконописной школой, характеризующейся миниатюрностью письма, обогащенностью золотым и серебряным ассистом, узорочьем, хрупкой изысканностью поз и жестов персонажей. Искусство городов Поволжья: Ярославля, Нижнего Новгорода, Костромы отражено в произведениях монументального и камерного звучания - иконами: "Иоанн Предтеча - Ангел пустыни", "Никола Можайский в житии", "Богоматерь Камень Нерукосечной Горы", "Отечество Троица Новозаветная", изображениями Святого князя Константина Ярославского, Благоразумного разбойника, Святого воина Федора Стратилата, Преподобного Макария Желтоводского и Василия Блаженного; миниатюрного письма в Клеймах Царских врат. Их отличает характерное для поволжских писем XVII века орнаментальное великолепие, заполняющее узором почти всю плоскость иконной доски. В этих иконах прослеживаются элементы новой стилистики: повествовательность рассказа, фольклорность, сказочность, "живоподобие" образов, многофигурность композиции, декоративное, праздничное звучание колорита. В разделе "Русская религиозная живопись XVII-XIX веков" экспонируются фрагменты фресковой росписи иконостаса Благовещенского храма г. Юрьевца, выполненного в начале XVIII века артелью художников под руководством последнего из великих мастеров Оружейной Палаты - Кирилла Уланова. Изящный рисунок, выразительные лики персонажей и удачно найденная живописцами светоносная красочная палитра создают в этих произведениях атмосферу высокой духовности. Искусство палехских иконописцев - предшественников нынешних мастеров лаковой миниатюры - показано иконами XVII-XIX веков: "Иоанн и Прохор на Патмосе", "Троица Ветхозаветная в деяниях", композицией миниатюрного иконостаса. Их отличает тонкий изысканный рисунок, четкий силуэт, удлиненность пропорций фигур, узорочье, мелочная разработка деталей, звучность колорита, обилие золотых высветлений, декоративность форм пейзажа и архитектуры. К кругу произведений традиционных иконописных центров Владимиро-Суздальского края - Мстеры, Холуя - принадлежат храмовые иконы: "Богоматерь Тихвинская", "Введение Богородицы во храм", "Илия Пророк в житии", "Троица Ветхозаветная в деяниях", "Видение Иоанна Лествичника", датируемые XVIII-нач. XIX в.в. На холуйскую манеру письма оказали влияние Троице-Сергиева Лавра и суздальский Спасо-Ефимиевский монастырь, поскольку это село было их вотчиной. Наиболее интересными и ценными свойствами холуйской стилистики является многоцветие несколько лубочного характера, наличие фрязи, особенно проявившейся в иконном пейзаже. Иконопись Мстеры создавалась старообрядцами, которые не приняли новогреческий стиль, требовали соблюдения древнерусских канонов. Одни иконописцы подражали Северным письмам, Новгородской школе, другие - Московскому стилю и Строгановской манере. Однако и в подражании Мстера сохранила свое лицо. У мстерцев было очень развито чувство стиля. Их своеобразное письмо стали называть "бесстильное", "себякинское". Характерной чертой его стала живописность. Художественный язык иконы "Троица Ветхозаветная в деяниях" (XVIII в.) отличается тонким чувством колорита. Эффектным красочным созвучием киновари и зелени достигается высокая степень живописной выразительности. Образы подкупают искренностью и возвышенностью чувств. В иконописном искусстве XVII-XIX в.в. традиционные иконографические каноны наполняются новым содержанием. Заметно влияние западноевропейского искусства: архитектурные фоны напоминают готические замки, североевропейские пейзажи. В костюмах, одежде видны элементы барокко. Идет процесс русификации иконы: изображаются русские храмы, русские лица. Усиливается декоративное начало, упор делается на занимательность рассказа, наблюдаются светотеневая лепка объемов, реалистические черты в подаче образов, тяготение к трехмерности, интерес к бытовым, жанровым сценам. Раздел религиозной металлопластики XVI-нач. ХХ в.в. составляют в основном поздние памятники XIX столетия. Одна из наиболее ранних литых икон относится к XVI веку - изображение Святого Георгия Победоносца. Иконографически сложными являются отливки Спаса и Креста с Распятием, датируемые 1594 годом, предположительно относящиеся к поздним образцам старообрядческого круга. В собрании Ивановского областного художественного музея хранятся так называемые "бумажные иконы" XVIII-XIX веков, выполненные в технике ксилографии, офорта, литографии, резцовой гравюры, акварели. Здесь представлена как классическая русская гравюра, так и народная картинка - лубок. Посетители музея могут увидеть произведения древнерусского искусства из этой коллекции не только в постоянной экспозиции, но и в многолетнем выставочном проекте "Мир русской иконы. Наше наследие". В рамках цикла состоялись выставки: "Русские святые", "Икона в доме", "Богородице Дево, радуйся", в которых участвовали наряду с Ивановским художественным и краеведческим музеями, музеи г. Ярославля и Палеха. Людмила Виноградова (2002 г.) |
© "Литос-КЛИО"