|
Живописная коллекция тейковских купцов Каретниковых В собрании Ивановского художественного музея находятся двадцать три произведения русской и зарубежной классики из коллекции купцов, основателей текстильного производства в селе Тейкове Каретниковых, охватывающие период с XVII по конец XIX века, разных жанров и стилей. Картины поступили в 1919-1920 г.г. в Иваново-Вознесенский губернский краеведческий музей, а оттуда в 1961 г. - в Ивановский областной художественный музей /1/. Из общего числа полотен семь находятся в постоянной экспозиции. Значительная часть русской коллекции представлена произведениями знаменитых художников, академиков живописи - В.А. Тропинина (1766-1857) и А.А. Риццони (1836-1902). Две ранние картины Тропинина "Мальчик со щегленком" (1825) и "Мальчик с мертвым щегленком" (1829) /2/ и более поздняя "Старый солдат" (1843), по мнению Г.И. Архиповой, были или куплены на распродаже книг и картин 5 сентября 1857 г., или подарены Каретниковым шуйскими купцами братьями И.Д. и Д.Д. Киселевыми, которые находились в родственных отношениях с Александрой Дмитриевной и ее мужем Степаном Ивановичем Каретниковыми /3/. Долгие годы между двумя этими семьями поддерживались родственные связи. В 1835 году И.Д. Киселев вместе с А.Д. Каретниковой стали крестными ее внука Сергея Корнилова. После смерти его отца на протяжении многих лет Иван Деомидович являлся опекуном Сергея. Вместе с супругой Татьяной Андреевной Киселевы ездили в гости к Каретниковым в Тейково. Связывали их и деловые отношения: Каретниковы получали от торгового дома Киселевых пряжу в кредит /4/. Первые два полотна В.А. Тропинина написаны в сентименталистском духе и отличаются необыкновенной живописностью и свободой исполнения. Вибрирующий мазок передает особую светоносную глубину пространства. Художник тонко подмечает переживания юной чувствительной души. Привлекает задушевная мягкость, лиричность образа изображенного ученика Академии художеств Винокурова. "Портрет князя Владимира Александровича Черкасского" (1850) /5/, видного государственного и общественного деятеля выполнен в репрезентативной форме. Тропинин дал точную психологическую характеристику персонажа /6/: человека сановитого, интеллигентного, подтянутого, собранного "в струнку", уверенного в себе и неуязвимого. В таких картинах, как "Старый солдат" (1843) /7/ и "Старуха, остригающая ногти" (1844), живописец создает жанровые образы, максимально приближаясь к критическому осмыслению действительности через правдивый показ обездоленного жизнью простого человека. Колористическое решение тропининских портретов в этот период его творчества становится более строгим, преобладают коричневые тона. Образы отличает глубокая человечность, особая трогательность и значительность, присущая старости. Пять произведений профессора живописи Александра Антоновича Риццони представляют собой жанровые сценки из итальянского быта. Большую часть жизни художник провел в Италии вначале как пенсионер Академии художеств, а затем поселился в Риме, откуда присылал свои произведения на академические выставки. Его работы повествовательны, не ставят острых социальных вопросов, им свойственны занимательность сюжета, тщательность изображения деталей обстановки. Они исполнены технично, в академическом стиле /8/. Вероятнее всего, картины Риццони были привезены из Италии супругами Каретниковыми Василием Степановичем (1829-1880) и Юлией Ивановной (урожденной Поповой, 1833-1911). Ими же, по всей видимости, приобретены небольшие работы зарубежных мастеров. Ряд произведений из коллекции Каретниковых явно салонного характера. Среди них - картина П.А. Черкасова "Вид Петербурга" (1862) /9/. Уроженец северной столицы, ученик Академии художеств, академик пейзажной живописи Черкасов (1834-29.02.1900) занимался устройством выставок в Академии, составлением каталогов для них, состоял хранителем Кушелевской картинной галереи /10/, наблюдал за художественными произведениями в музеях, заведовал костюмным классом, был инспектором, затем надзирателем академических классов. Часто путешествовал и привозил из поездок по России и загранице большое количество этюдов /11/. Как правило, они выполнялись в академическом духе. Большое внимание художник уделял рисунку и композиции. Кстати, его старший брат, выпускник Академии художеств Петр Алексеевич Черкасов (1821-1885) /12/ был связан с Иваново-Вознесенском. Сюда его выписал фабрикант Я.П. Гарелин, у которого он служил в 1860-е годы. Яков Петрович поручал Черкасову ездить в Санкт-Петербург и делать копии с картин в Эрмитаже. Из Иваново-Вознесенска он уехал в 1867 г. в Истомкино близ Богородска /13/. В собрании Ивановского историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина находится два портрета кисти Черкасова с изображением Степана Ивановича и Александры Дмитриевны Каретниковых /14/. По мнению Г.П. Муравьевой, возможно, отношения Каретниковых и Петра Черкасова не прерывались и после отъезда последнего в Истомкино, и, позднее, в Москву /15/. Видимо, не случайно, картина его брата Павла Черкасова "Вид Петербурга" была приобретена в 1939 г. у Каретниковой /16/. К позднеакадемическому направлению относятся произведения Ф.А. Бронникова, Н.В. Неврева, В.И. Якоби, К.Е. Маковского, Н. Оболенского. Федор Андреевич Бронников (1827-1902), профессор исторической живописи, родился в Шадринске Пермской губернии в семье иконописца, закончил Петербургскую Академию художеств (1845-1853). Получив большую золотую медаль, был направлен на пять лет заграницу для совершенствования мастерства. По окончании срока пенсионерства поселился в Риме, где и провел большую часть жизни. Его произведения участвовали в академических (с 1867 по 1881), а с 1874 года в передвижных выставках. Многие работы художника воспроизводят сцены древнегреческой, древнеримской и средневековой истории. Они отличаются занимательностью сюжета, эффектной композицией, точным рисунком. Вместе с тем Бронников писал живые и непосредственные картины из современной ему жизни. Среди них - "Улица в итальянском городе" (1896) - типичный итальянский пейзаж этюдного характера, выполненный на пленэре /17/. Николай Васильевич Неврев (1830-1904) родился в Москве, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1850-1855), получил звание свободного художника, стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Во второй половине 1870-х годов от жанровой живописи обличительного характера обратился к исторической, написав ряд картин на русскую и античную тематику. Его полотно "Эпизод из жизни Петра I" (1899) /18/ иллюстрирует не какое-то героическое событие, как это было принято в академической картине первой половины XIX века, а частный случай из жизни исторического лица. Валерий Иванович Якоби (1834-1902) - академик, профессор исторической живописи, член совета Академии художеств, родился в Казанской губернии. Свое обучение начал в Казанском университете. Не окончив курса, поступил в Петербургскую Академию художеств (1854-1861), затем шесть лет провел в Германии, Швейцарии, Париже, Неаполе и Риме. В своем творчестве отдал дань передвижнической тематике. Как в жанровых, так и в исторических полотнах художник обличал социальные пороки общества. В картине "Напрасный труд" (1869) /19/ присутствует элемент иронии по отношению к заснувшему прелату, которому монах читает газету. Константин Егорович Маковский (1839-1915) родился в Москве, учился в Московском училище живописи, ваяния, зодчества и в Академии художеств. В 1869 г. художник получил звание профессора, стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. Но в 1883 г. перешел на позиции академического искусства. С 1898 г. он действительный член Академии художеств. Портреты, исторические и жанровые произведения Маковского отличаются внешней эффектностью, парадностью, мастерством исполнения. Его искусство приобретает салонный характер. В жанровой незаконченной картине "На Пасхе" /20/ главный акцент мастер делает на изображении, по всей видимости, небогатого купца, возможно, приказчика или зажиточного крестьянина, приехавшего в город на праздник. Его фигура находится на переднем плане, в центре композиции. В руке он держит пасхальное яйцо. Лицо персонажа тщательно выписано. Внимание зрителя привлекает пристальный взгляд модели, его хитроватая улыбка. Судя по времени написания, картины Ф.А. Бронникова "Улица в итальянском городе" (1896), Н.В. Неврева "Эпизод из жизни Петра I" (1899), Н. Оболенского "В горах Кавказа" (1900) куплены сыновьями Василия Степановича Каретникова, либо Степаном Васильевичем (1855-1895), либо Иваном Васильевичем (1856-1906), а, возможно, и его дочерьми Александрой Васильевной (в замужестве Шмидт, 1851-1920-е), или Анной Васильевной (в замужестве Вишняковой, 1853-?). Наряду с картинами видных живописцев в коллекции Каретниковых встречаются работы малоизвестных, таких как Н. Оболенский /21/, М.В. Брянский /22/ и неизвестных художников /23/. Произведение Михаила Васильевича Брянского (1831-?) "Невеста, получившая обратно обручальное кольцо" (1868), по мнению исследователя жизни купеческого рода Каретниковых И.Ю. Черемушкина, было приобретено в память о Надежде Степановне Каретниковой (?-1865, в первом замужестве Корнилова, во втором - Деспот-Зенович) ее родными. Зарубежное искусство представлено живописными произведениями художников голландской /24/, фламандской /25/ и немецкой /26/ школ XVII-XVIII в.в. Для голландского искусства XVII в. характерны реалистические черты в живописи. Именно в это время создан особый тип небольшой по размеру мелкофигурной картины с непритязательным сюжетом. Художники используют широкий диапазон жанров: пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, евангельские и библейские сюжеты, античную мифологию. Их внимание привлекает частная жизнь обыкновенного человека. В обыденном, повседневном существовании они видят поэтическую красоту. Фламандскому же искусству более присущи академические формы и классицистические образцы. Коллекция живописи купцов Каретниковых отличается качественным уровнем произведений, однако они не являются этапными в развитии художественного процесса. В представленных работах явно отражается вкус владельцев. Сюжеты, настроение, характер живописи, размеры картин скорее призваны украшать провинциальный быт определенного сословия, нежели характеризовать новые тенденции в развитии изобразительного искусства. В данном случае нельзя говорить о сознательных коллекционерских стратегиях Каретниковых, хотя работы, при надлежавшие им, в музейном собрании приобретают в ряду других произведений дополнительные смыслы, характеризуя определенные явления в истории искусств. Не случайно они широко используются и в постоянной экспозиции, и ввыставочной деятельности музея, в частности, на выставках: "Русское салонное искусство", "Шедевры живописи из провинциальных музеев России", "Провинциальный портрет", "Домашняя античность", "Династия Каретниковых" и других. Примечания 1. Акт передачи ИОКМ №1829 от 02.07.1961. 2. Тропинин В.А. Мальчик со щегленком. 1825 г. Х., м. 60х48. ИОХМ Жр-323. Тропинин В.А. Мальчик с мертвым щегленком. 1829 г. Х., м. 60х48. ИОХМ Жр-324. 3. Архипова Г.И. Произведения В.А. Тропинина в собрании Ивановского художественного музея. В сб.: Краеведческие записки. Иваново, 1998 г., с. 119, 126. Тетка Ивана и Дмитрия Деомидовичей Киселевых Екатерина Васильевна вышла замуж за шуйского купца Гаврилу Васильевича Корнилова. Их сын Александр Гаврилович Корнилов женился на Надежде Степановне Каретниковой. А ее мать Александра Дмитриевна Каретникова была дочерью брата Гаврилы Васильевича Дмитрия. По сведениям же И.Ю. Черемушкина, А.Д. Каретникова, в девичестве Хлебникова, происходила из ростовского купечества и являлась потомственной почетной гражданкой. Ростовский Фонд Государственного архива Ярославской области (РФ ГАЯО). Ф. 1, оп. 1, д. 221, л. 149. Ф. 1, оп. 1, д., 3626, л. 7. А.Д. Каретникова (1810-1871) - Плесская I гильдии купчиха. С.И. Каретников (1787-1852) - Плесский II гильдии купец. 4. Архипова Г.И. Произведения В.А. Тропинина в собрании Ивановского художественного музея. В сб.: Краеведческие записки. Иваново, 1998 г., 127. 5. Тропинин В.А. Портрет князя Владимира Александровича Черкасского. 1850 г. Х., м. 74х60. Жр-325. Ранее картина находилась в собрании Е.А. Афаниной. 6. Черкасский В.А. (1824-1878) - видный государственный деятель в период царствования императора Александра II, принимал деятельное участие в крестьянской реформе как член-эксперт в комиссии для составления положения о крестьянах (освобождение с землей). Был в Польше министром внутренних дел. В 1868 г. избран городским головой в Москве, участвовал в выработке городового положения 1870 г. Либеральный адрес, принятый по его инициативе Думой, вызвал недовольство высших сфер. В.А. Черкасский вынужден был подать в отставку. С 1877 г. руководил устройством гражданского управления в Болгарии. 7. Тропинин В.А. Старый солдат. 1843 г. Х., м. 66х53. ИОХМ Жр-322. Тропинин В.А. Старуха, остригающая ногти. 1844 г. Х., м. 66х56. ИОХМ Жр-321. 8. Риццони А.А. В римской остерии. 1871 г. Д., м. 27,5х33. ИОХМ Жр-273. Риццони А.А. Возвращение с рынка. 1872 г. Д., м. 41х32. ИОХМ Жр-272. Риццони А.А. Сбор на монастырь во Фраскатти. 1873 г. Х., м. 30,7х26,5. ИОХМ Жр-271. Риццони А.А. Приятели. 1874 г. Д., м. 32,2х41. ИОХМ Жр-274. Риццони А.А. В таверне. 1880 г. Х., м. 46х76,5. ИОХМ Жр-270. БСЭ, т.36, М. 1955 г., с.5 64. 9. Черкасов П.А. Вид Петербурга. 1862 г. Картон, м. 40х52. ИОХМ Жр-346. Приобретено ИОКМ за 150 руб. у А.Н. Каретниковой по акту №131-223 от 18.05.1939. 10. Граф Н.А. Кушелев-Безбородко оставил по завещанию свою картинную галерею Академии художеств. 11. Булгаков Ф.И. Наши художники. Т.II, С.-Петербург, Типография А.С. Суворина, 1890 г., с. 235. Муравьева Г.П. Это был крупный, настоящий художник… В сб.: Вестник научно-промышленного общества. Вып. 4. М., Издательство "АЛЕВ-В", 2002 г., с. 74. 12. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств 1764-1914. Составил С.Н. Кондаков. П. 1914, Ч. II, с. 215-216. 13. Муравьева Г.П. Это был крупный, настоящий художник… В сб.: Вестник научно-промышленного общества. Вып. 4. М., Издательство "АЛЕВ-В", 2002 г., с. 73, 75. 14. П.А. Черкасов (1821-1885). Портрет тейковского фабриканта С.И. Каретникова. 1863. Х., м. 99х78. Инв. № ИОКМ 1217. Черкасов П.А. (1821-1885). Портрет жены тейковского фабриканта С.И. Каретникова Александры Дмитриевны. 1863. Х., м. 99х78. Инв. № ИОКМ 1218. 15. Муравьева Г.П. Это был крупный, настоящий художник… В сб.: Вестник научно-промышленного общества. Вып. 4. М., Издательство "АЛЕВ-В", 2002 г., с. 76. 16. Александра Николаевна Каретникова (1880-1972, урожденная Тренина), жена мещанина города Иваново-Вознесенска Федора Николаевича Каретникова. Их дочь Анна Федоровна Каретникова (2.7.1906-1987) - крестница телеграфиста Ивановской станции Ярославской железной дороги Петра Николаевича Тренина (брата Александры Николаевны) и шуйской мещанки Веры Алексеевны Кокуриной. ГАИО Ф. 218, оп. 2, д. 9, л. 91. Метрические записи в книге Покровского собора г. Иваново-Вознесенска. №207. Священник Иаков Беляев, псаломщик Иван Предтеченский. 17. Бронников Ф.А. Улица в итальянском городе. 1896. Дерево, м. 31х19. ИОХМ Жр-32. 18. Неврев Н.В. Эпизод из жизни Петра I. 1899 г. Х., м. 111,5х141. ИОХМ Жр-185. 19. Якоби В.И. Напрасный труд. 1869 г. Х., м. 41,5х51,5. ИОХМ Жр-371. 20. Маковский К.Е. На Пасхе. Х., м. 117х88. ИОХМ Жр-166. 21. Оболенский Н. В горах Кавказа. 1900 г. Картон, м. 43х65,3. ИОХМ Жр-233. 22. Брянский М.В. Невеста, получившая обратно обручальное кольцо. 1868 г. Х., м. ИОХМ Жр-36. 23. Неизвестный художник второй четверти XIX в. Портрет императора Александра I. Х., м. 82х63. ИОХМ Жр-192. Данный "Портрет Александра I" является копией неизвестного живописца с одной из гравюр, выполненных художниками Аткинсоном или Волковым и выпущенных в 1814 и 1815 г.г. как черно-белых, так и цветных. ("Каталог собрания русских гравированных и литографированных портретов", изданный А.В. Морозовым. М., 1912 г., т. 1, с. 54, таблица XXVI, №209 и №213). Экспертиза проводилась в ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Протокол экспертного совета №41 от 30.10.2002 г. 24. Неизвестный художник круга Ф. Ваувермана. Воин, ведущий коня. Голландская школа. Последняя треть XVII - первая треть ХVIII в. Д., м. 16х24. КП-424, Инв. № Жз-33 ИОХМ. Филипс Вауверман (1619-1668) - голландский живописец, работал в Гарлеме. Его картины отличаются изяществом, декоративностью, эффектно скомпонованной композицией. Излюбленным сюжетом Ваувермана были всадники на фоне нарядных, нередко итальянских, пейзажей. 25. Неизвестный художник. Круг Яна Брейгеля Старшего. Пейзаж с ветряной мельницей. Фламандская школа. XVII в. Д., м. 36х63. КП-423, Инв. № Жз-32 ИОХМ. Гиллис Нейтс (Эгидий). Пейзаж с отдыхающими крестьянами. Фландрия. XVII в. Д., м. 27,5х37. КП-417, Инв. № Жз-5 ИОХМ. Гиллис Нейтс (Эгидий) /Neyts Gillis (Aegidius)/ (1623, Гент - 1687, Антверпен) - живописец, рисовальщик и гравер, возможно, был учеником Лукаса ван Юдена. Работал в области пейзажной живописи в Антверпене. В 1647 г. принят в гильдию живописцев-пейзажистов. Н. (М.?) Леруа (N., M.? Leroi). Аргус, Меркурий и Ио в виде белой коровы. Фламандская школа. 1662 г. 19х29. Д., м. КП-422, Инв. № Жз-44 ИОХМ. 26. Неизвестный художник. Гористый пейзаж с рекой. Предположительно Германия. Вторая треть XVIII в. Д., м. 26,5х34,5. КП-418, Инв. № Жз-30 ИОХМ. Протокол экспертного совета ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря №48 от 25.12.2002 г. Людмила Виноградова (2003 г.) Иллюстрации В.А. Тропинин "Мальчик со щегленком" 1825 г. В.А. Тропинин "Мальчик с мертвым щегленком" 1829 г. В.А. Тропинин "Старый солдат" 1843 г. А.А. Риццони "Сбор на монастырь во Фраскатти" 1873 г. А.А. Риццони "В таверне" 1880 г. П.А. Черкасов "Вид Петербурга" 1862 г. Ф.А. Бронников "Улица в итальянском городе" 1896 г. Н.В. Неврев "Эпизод из жизни Петра I" 1899 г. Н. Оболенский "В горах Кавказа" 1900 г. Н.(М?) Леруа "Аргус, Меркурий и Ио в виде белой коровы" 1662 г. Неизв. художник "Портрет императора Александра I" перв. пол. XIX в. |
© "Литос-КЛИО"